2022/2023
Методы демографического анализа и прогноза
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Кафедра демографии
Когда читается:
1-4 модуль
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абылкаликов Салават Иргалиевич,
Винник Мария Викторовна,
Денисенко Михаил Борисович,
Митрофанова Екатерина Сергеевна,
Никитина Светлана Юрьевна,
Харькова Татьяна Леонидовна
Язык:
русский
Кредиты:
12
Контактные часы:
166
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе представлены принципы и методы демографического анализа населения. Учебная задача курса состоит в том, чтобы научить студентов применять на практике основные методы анализа демографических событий (рождений, смертей, вступления в брак) с учетом доступных данных, научить критическому подходу к использованию данных и выбору гипотез, а также показать особенности анализа специфических процессов (рождаемость, смертность, брачность) и воспроизводства в целом. Вводятся понятия «демографические событие», «демографические процессы», «демографические структуры», «демографическое поведение». Изучаются свойства и особенности использования уравнения демографического баланса, подходы к оценки скорости и структуры демографического роста. В курсе детально изучаются фундаментальные принципы и специфика продольного и поперечного анализа демографических процессов. Представлена система демографических показателей с подробной характеристикой их аналитических возможностей. Студентам предстоит познакомиться с общими принципами анализа возрастно-половой структуры населения, а также овладеть разнообразными методами стандартизации демографических коэффициентов. Большое внимание уделяется изучению метода демографических таблиц. Студенты также познакомятся с базовыми моделями воспроизводства населения и основами демографического прогнозирования. Студенты познакомятся с принципами организации переписей населения, текущего учета демографических событий и миграции в разных странах мира, а также с историей их становления в России. Особое внимание будет уделено определению точности собранной информации и методам оценок ошибок переписей и текущего учета. В ходе освоения материала курса студентам предстоит решить большое количество задач, содержание большинства из которых основано на реальной демографической статистике.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина «Методы демографического анализа и прогноза» является фундаментом учебного плана магистерской программы «Демография». Главные цели ее освоения заключаются в том, чтобы дать студентам систематизированное представление о современных подходах, принципах и методах сбора демографической информации, анализа демографических процессов и структур, о базовых моделях воспроизводства населения, о методах построения прогноза численности и возрастно-полового состава населения. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • принципы организации и характеристики источников получения демографической информации; • основные подходы к оценке качества демографической информации; • основные принципы проведения продольного и поперечного анализа; • основные методы анализа рождаемости, брачности, смертности, демографических структур, воспроизводства населения в целом. • принципы построения и параметры моделей воспроизводства населения; • основные методы прогнозирования возрастно-половой структуры и численности населения, разработки прогностических сценариев процессов рождаемости, смертности и миграции; уметь: • пользоваться источниками получения демографической информации и оценивать ее качество; • рассчитывать демографические показатели; • оценивать влияние демографических процессов на демографические структуры, воспроизводства населения в целом; • строить многовариантный демографический прогноз; • использовать демографические методы для анализа других социальных процессов. владеть: • понятийным аппаратом, применяемым в демографическом анализе; • навыками проведения оценки демографической ситуации в стране и в регионе; • навыками по организации переписей населения и выборочных демографических обследований; • навыками оформления и представления результатов деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
- Знает основные источники статистических данных о населении.
- Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
- Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
- Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
- Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
- Демонстрирует понимание календаря демографических процессов и суммарных коэффициентов.
- Демонстрирует понимание метода демографических таблиц.
- Демонстрирует понимание ограничений в использовании стандартизованных показателей.
- Демонстрирует понимание различных моделей, применяемых в анализе смертности.
- Знает основные особенности и ограничения в использовании переписной статистики
- Знает основные особенности и ограничения в использовании статистики выборочных обследований
- Знает основные особенности и ограничения в использовании статистики текущего учета
- Умеет пользоваться статистикой текущего учета населения
- Умеет пользоваться статистикой текущего учета населения
- Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований, регистров населения и ведомственной информацией.
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели поперечного анализа
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели продольного анализа
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения
- Анализирует ошибки прошлых прогнозов
- Демонстрирует понимание альтернативных подходов к прогнозированию возрастно-полового состава
- Демонстрирует понимание метода демографических таблиц при анализе брачности и разводимости
- Демонстрирует понимание метода демографических таблиц при анализе рождаемости
- Демонстрирует понимание метода таблиц смертности, основных функций в таблице и связей между ними
- Демонстрирует понимание метода условного поколения и его различия с методом реальных поколений.
- Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости, а также их современные тенденции развития.
- Знает методы построения демографических таблиц множественного выбытия.
- Знает методы построения таблиц смертности, в т.ч. для реального и условного поколений.
- Знает основные источники статистических данных о населении.
- Знает основные методы стандартизации демографических коэффициентов
- Знает основные модели, применяемые в демографическом анализе рождаемости.
- Знает основные показатели, характеризующие брачность и разводимость населения, правильно их интерпретирует.
- Знает основные показатели, характеризующие интенсивность демографических процессов и вероятность наступления демографических событий и правильно их интерпретирует.
- Знает основные показатели, характеризующие международную и внутреннюю миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
- Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и правильно их интерпретирует.
- Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
- Знает основные принципы когортного анализа
- Имеет необходимые представления о задачах и месте демографического анализа в системе наук о населении.
- Имеет необходимые представления опродольном и поперечном анализе.
- Имеет представление о модели стабильного населения и ее свойствах .
- Имеет представление о принципах проведения и содержании программ переписей населения
- Имеет представление о современных методах построения прогнозов населения.
- Имеет представление о целях, отличительных особенностях и области применения выборочных социально-демографических обследований
- Имеет представление об опыте демографического прогнозирования разными организациями и структурами
- Имеет представление об организации текущего учета естественного движения населения в мире и в России
- Имеет представление об особенностях компонентов демографического роста
- Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции, влиянии на рынок труда.
- Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
- Умеет пользоваться основными моделями, характеризующими демографический рост.
- Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
- Умеет пользоваться результатами нормативных (целевые) прогнозов
- Умеет пользоваться результатами переписей населения в России и других странах мира
- Умеет применять демографическую сетку и правильно локализует демографические события.
- Умеет применять метод декомпозиции и оценивать эффект устранения отдельных причин смерти на продолжительность жизни.
- Умеет применять уравнение демографического баланса.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в демографический анализ
- Возраст и время в демографии
- Вероятности и коэффициенты
- Принципы когортного анализа
- Метод условного поколения
- Возрастно-половой состав населения
- Стандартизация демографических показателей
- Система данных о населении
- Переписи населения как основной источник получения информации о населении
- Текущий учет демографических событий
- Выборочные социально-демографические обследования
- Современные системы сбора демографической информации в развитых и развивающихся странах
- Таблицы смертности
- Методы анализа и модели смертности
- Таблицы смертности по причинам смерти
- Демографический анализ брачности и разводимости
- Методы анализа рождаемости
- Демографические модели рождаемости
- Демографический анализ миграции
- Меры воспроизводства населения
- Демографический рост
- Модели воспроизводства населения
- Демографические прогнозы
- Подходы к разработке прогностических сценариев
- Развитие методов демографического прогнозирования
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- ЭкзаменПравила проведения экзамена по дисциплине в условиях введенного в университете режима самоизоляции: В условиях введенного в университете режима самоизоляции экзамен проводится на платформе ZOOM (zoom.us), ссылка на подключение будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до экзамена. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в экзамене студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется возможность случайным образом получить билет, затем не менее 10 минут дается на подготовку к ответу. Во время устного ответа экзаменаторами будут задаваться дополнительные вопросы по темам билета. Во время экзамена студент должен следовать указаниям помощника экзаменатора и экзаменаторов. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается технический сбой продолжительностью менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи длительностью более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и направляется на пересдачу. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Домашнее задание
- Контрольная работа
- Аудиторная работа
- ЭкзаменПравила проведения экзамена по дисциплине в условиях введенного в университете режима самоизоляции: В условиях введенного в университете режима самоизоляции экзамен проводится на платформе ZOOM (zoom.us), ссылка на подключение будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до экзамена. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в экзамене студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется возможность случайным образом получить билет, затем не менее 10 минут дается на подготовку к ответу. Во время устного ответа экзаменаторами будут задаваться дополнительные вопросы по темам билета. Во время экзамена студент должен следовать указаниям помощника экзаменатора и экзаменаторов. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается технический сбой продолжительностью менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи длительностью более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и направляется на пересдачу. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Домашнее задание
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Контрольная работа + 0.27 * Домашнее задание + 0.33 * Аудиторная работа + 0 * Домашнее задание
- 2022/2023 учебный год 3 модуль1 * Аудиторная работа
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен + 0 * Экзамен + 0.12 * Домашнее задание + 0.18 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Population of Russia: demographic results 2013.A brief report ; Население России: демографические итоги 2013 года. Краткий доклад. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41BCB771
- Rees, P. H., Clarke, M., & Stillwell, J. C. H. (2010). Population Dynamics and Projection Methods. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=372159
- Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
- Вишневский, А. (1999). Демографическая Модернизация России И Ее Противоречия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E47AA94B
- Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
- Демография : учебник / В.М. Медков. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 332 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/907. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1037625
- Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2003
- Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
- Демография и статистика населения : учебник для вузов, Елисеева, И. И., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Courgeau, D. (2011). Population Dynamics and Projection Methods. Population (00324663), 66(3/4), 767–770. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=77897864
- Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
- Вишневский, А. (1999). Население России В Хх Веке. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15766929
- Развитие населения и демографическая политика. Памяти А. Я. Кваши [Электронный ресурс] : сборник статей / под ред. М.Б. Денисенко, В.В. Елизарова; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2014. - 56 с. - («Демографические исследования». Вып. 25). - ISBN 978-5-392-18115-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/534113
- Соботка, Т., & Лутц, В. (2011). Коэффициент Суммарной Рождаемости Дает Политикам Дезориентирующие Сигналы: Не Следует Ли Отказаться От Использования Этого Показателя? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DE216D
- Харькова, Т. Л., Никитина, С. Ю., & Андреев, Е. М. (2017). Зависимость Продолжительности Жизни От Уровня Образования В России. Voprosy Statistiki, (8), 61–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=125066919