• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Методы демографического анализа и прогноза

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-4 модуль
Онлайн-часы: 10
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Абылкаликов Салават Иргалиевич, Винник Мария Викторовна, Денисенко Михаил Борисович, Митрофанова Екатерина Сергеевна, Никитина Светлана Юрьевна, Харькова Татьяна Леонидовна
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 166

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе представлены принципы и методы демографического анализа населения. Учебная задача курса состоит в том, чтобы научить студентов применять на практике основные методы анализа демографических событий (рождений, смертей, вступления в брак) с учетом доступных данных, научить критическому подходу к использованию данных и выбору гипотез, а также показать особенности анализа специфических процессов (рождаемость, смертность, брачность) и воспроизводства в целом. Вводятся понятия «демографические событие», «демографические процессы», «демографические структуры», «демографическое поведение». Изучаются свойства и особенности использования уравнения демографического баланса, подходы к оценки скорости и структуры демографического роста. В курсе детально изучаются фундаментальные принципы и специфика продольного и поперечного анализа демографических процессов. Представлена система демографических показателей с подробной характеристикой их аналитических возможностей. Студентам предстоит познакомиться с общими принципами анализа возрастно-половой структуры населения, а также овладеть разнообразными методами стандартизации демографических коэффициентов. Большое внимание уделяется изучению метода демографических таблиц. Студенты также познакомятся с базовыми моделями воспроизводства населения и основами демографического прогнозирования. Студенты познакомятся с принципами организации переписей населения, текущего учета демографических событий и миграции в разных странах мира, а также с историей их становления в России. Особое внимание будет уделено определению точности собранной информации и методам оценок ошибок переписей и текущего учета. В ходе освоения материала курса студентам предстоит решить большое количество задач, содержание большинства из которых основано на реальной демографической статистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Методы демографического анализа и прогноза» является фундаментом учебного плана магистерской программы «Демография». Главные цели ее освоения заключаются в том, чтобы дать студентам систематизированное представление о современных подходах, принципах и методах сбора демографической информации, анализа демографических процессов и структур, о базовых моделях воспроизводства населения, о методах построения прогноза численности и возрастно-полового состава населения. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • принципы организации и характеристики источников получения демографической информации; • основные подходы к оценке качества демографической информации; • основные принципы проведения продольного и поперечного анализа; • основные методы анализа рождаемости, брачности, смертности, демографических структур, воспроизводства населения в целом. • принципы построения и параметры моделей воспроизводства населения; • основные методы прогнозирования возрастно-половой структуры и численности населения, разработки прогностических сценариев процессов рождаемости, смертности и миграции; уметь: • пользоваться источниками получения демографической информации и оценивать ее качество; • рассчитывать демографические показатели; • оценивать влияние демографических процессов на демографические структуры, воспроизводства населения в целом; • строить многовариантный демографический прогноз; • использовать демографические методы для анализа других социальных процессов. владеть: • понятийным аппаратом, применяемым в демографическом анализе; • навыками проведения оценки демографической ситуации в стране и в регионе; • навыками по организации переписей населения и выборочных демографических обследований; • навыками оформления и представления результатов деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
  • Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
  • Демонстрирует понимание календаря демографических процессов и суммарных коэффициентов.
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц.
  • Демонстрирует понимание ограничений в использовании стандартизованных показателей.
  • Демонстрирует понимание различных моделей, применяемых в анализе смертности.
  • Знает основные особенности и ограничения в использовании переписной статистики
  • Знает основные особенности и ограничения в использовании статистики выборочных обследований
  • Знает основные особенности и ограничения в использовании статистики текущего учета
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета населения
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета населения
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований, регистров населения и ведомственной информацией.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели поперечного анализа
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели продольного анализа
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения
  • Анализирует ошибки прошлых прогнозов
  • Демонстрирует понимание альтернативных подходов к прогнозированию возрастно-полового состава
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц при анализе брачности и разводимости
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц при анализе рождаемости
  • Демонстрирует понимание метода таблиц смертности, основных функций в таблице и связей между ними
  • Демонстрирует понимание метода условного поколения и его различия с методом реальных поколений.
  • Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости, а также их современные тенденции развития.
  • Знает методы построения демографических таблиц множественного выбытия.
  • Знает методы построения таблиц смертности, в т.ч. для реального и условного поколений.
  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Знает основные методы стандартизации демографических коэффициентов
  • Знает основные модели, применяемые в демографическом анализе рождаемости.
  • Знает основные показатели, характеризующие брачность и разводимость населения, правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие интенсивность демографических процессов и вероятность наступления демографических событий и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие международную и внутреннюю миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
  • Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные принципы когортного анализа
  • Имеет необходимые представления о задачах и месте демографического анализа в системе наук о населении.
  • Имеет необходимые представления опродольном и поперечном анализе.
  • Имеет представление о модели стабильного населения и ее свойствах .
  • Имеет представление о принципах проведения и содержании программ переписей населения
  • Имеет представление о современных методах построения прогнозов населения.
  • Имеет представление о целях, отличительных особенностях и области применения выборочных социально-демографических обследований
  • Имеет представление об опыте демографического прогнозирования разными организациями и структурами
  • Имеет представление об организации текущего учета естественного движения населения в мире и в России
  • Имеет представление об особенностях компонентов демографического роста
  • Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции, влиянии на рынок труда.
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
  • Умеет пользоваться основными моделями, характеризующими демографический рост.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Умеет пользоваться результатами нормативных (целевые) прогнозов
  • Умеет пользоваться результатами переписей населения в России и других странах мира
  • Умеет применять демографическую сетку и правильно локализует демографические события.
  • Умеет применять метод декомпозиции и оценивать эффект устранения отдельных причин смерти на продолжительность жизни.
  • Умеет применять уравнение демографического баланса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в демографический анализ
  • Возраст и время в демографии
  • Вероятности и коэффициенты
  • Принципы когортного анализа
  • Метод условного поколения
  • Возрастно-половой состав населения
  • Стандартизация демографических показателей
  • Система данных о населении
  • Переписи населения как основной источник получения информации о населении
  • Текущий учет демографических событий
  • Выборочные социально-демографические обследования
  • Современные системы сбора демографической информации в развитых и развивающихся странах
  • Таблицы смертности
  • Методы анализа и модели смертности
  • Таблицы смертности по причинам смерти
  • Демографический анализ брачности и разводимости
  • Методы анализа рождаемости
  • Демографические модели рождаемости
  • Демографический анализ миграции
  • Меры воспроизводства населения
  • Демографический рост
  • Модели воспроизводства населения
  • Демографические прогнозы
  • Подходы к разработке прогностических сценариев
  • Развитие методов демографического прогнозирования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Правила проведения экзамена по дисциплине в условиях введенного в университете режима самоизоляции: В условиях введенного в университете режима самоизоляции экзамен проводится на платформе ZOOM (zoom.us), ссылка на подключение будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до экзамена. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в экзамене студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется возможность случайным образом получить билет, затем не менее 10 минут дается на подготовку к ответу. Во время устного ответа экзаменаторами будут задаваться дополнительные вопросы по темам билета. Во время экзамена студент должен следовать указаниям помощника экзаменатора и экзаменаторов. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается технический сбой продолжительностью менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи длительностью более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и направляется на пересдачу. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Правила проведения экзамена по дисциплине в условиях введенного в университете режима самоизоляции: В условиях введенного в университете режима самоизоляции экзамен проводится на платформе ZOOM (zoom.us), ссылка на подключение будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до экзамена. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в экзамене студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется возможность случайным образом получить билет, затем не менее 10 минут дается на подготовку к ответу. Во время устного ответа экзаменаторами будут задаваться дополнительные вопросы по темам билета. Во время экзамена студент должен следовать указаниям помощника экзаменатора и экзаменаторов. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается технический сбой продолжительностью менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи длительностью более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и направляется на пересдачу. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Контрольная работа + 0.27 * Домашнее задание + 0.33 * Аудиторная работа + 0 * Домашнее задание
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    1 * Аудиторная работа
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен + 0 * Экзамен + 0.12 * Домашнее задание + 0.18 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Population of Russia: demographic results 2013.A brief report ; Население России: демографические итоги 2013 года. Краткий доклад. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41BCB771
  • Rees, P. H., Clarke, M., & Stillwell, J. C. H. (2010). Population Dynamics and Projection Methods. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=372159
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • Вишневский, А. (1999). Демографическая Модернизация России И Ее Противоречия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E47AA94B
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник / В.М. Медков. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 332 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/907. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1037625
  • Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2003
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
  • Демография и статистика населения : учебник для вузов, Елисеева, И. И., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Courgeau, D. (2011). Population Dynamics and Projection Methods. Population (00324663), 66(3/4), 767–770. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=77897864
  • Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
  • Вишневский, А. (1999). Население России В Хх Веке. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15766929
  • Развитие населения и демографическая политика. Памяти А. Я. Кваши [Электронный ресурс] : сборник статей / под ред. М.Б. Денисенко, В.В. Елизарова; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2014. - 56 с. - («Демографические исследования». Вып. 25). - ISBN 978-5-392-18115-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/534113
  • Соботка, Т., & Лутц, В. (2011). Коэффициент Суммарной Рождаемости Дает Политикам Дезориентирующие Сигналы: Не Следует Ли Отказаться От Использования Этого Показателя? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DE216D
  • Харькова, Т. Л., Никитина, С. Ю., & Андреев, Е. М. (2017). Зависимость Продолжительности Жизни От Уровня Образования В России. Voprosy Statistiki, (8), 61–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=125066919

Авторы

  • Абылкаликов Салават Иргалиевич
  • Харькова Татьяна Леонидовна
  • Денисенко Михаил Борисович