2022/2023
Управление человеческим потенциалом
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт социальной политики
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Грищенко Наталья Борисовна,
Деркачев Павел Владимирович,
Селезнева Елена Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс ориентирован на раскрытие студентам логики и принципов функционирования социальной политики как инвестиционного инструмента на примере систем, формирующих человеческий капитал страны, в первую очередь, здравоохранения и образования. В рамках него будут продемонстрированы сети взаимосвязей общих приоритетов социально-экономического развития страны и государственных политик в этих областях, преломление установок на тот или иной вектор социального движения через приоритеты и инструменты в здравоохранении и образовании, а также вопросы согласованности политик в этих смежных отраслях. По итогам изучения курса студенты также будут знакомы с формами организаций, осуществляющих деятельность по инвестированию в человеческий капитал населения страны, характеристиками основных систем финансирования этих сфер и содержанием выполняемых ими функций, механизмами обеспечения качества и эффективности соответствующих политик с учетом национальных приоритетов и т.д.
С 2022 г. курс реализуется в переработанном формате: все ключевые темы курса были пересмотрены по итогам результатов работы НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала", на курс добавлена исследовательская траектория.
Курс обновлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Цель освоения дисциплины
- Представить студентам образовательную политику и политику охраны здоровья как инвестиционные процессы
- Сформировать представление об основных группах интересов и инструментах данного процесса
- Познакомить с этапами подготовки программ по развитию человеческого потенциала
- Вовлечение студентов в научные исследования по проблемам формирования и оценивания человеческого потенциала
Планируемые результаты обучения
- Анализировать инструменты и механизмы, способствующие накоплению человеческого потен-циала, с точки зрения их соответствия национальным и глобальным приоритетам
- Осуществлять эффективную профессиональную коммуникацию результатов анализа и разработки инструментов и программ по развитию человеческого потенциала
- Оценивать количество и/или качество человеческого потенциала (образования и здоровья) на индивидуальном и групповом уровне
- Разрабатывать программы по развитию человеческого потенциала
- Формулировать ключевые положения концепции человеческого капитала и выделять основные свойства образования и здоровья как потребительских благ и видов капитала
Содержание учебной дисциплины
- Теория человеческого капитала
- Образование как благо
- Региональные особенности развития образовательных систем в РФ
- Система оплаты труда в образовании
- Экономическая самостоятельность и академическая автономия образовательных организаций
- Механизмы частного финансирования образования
- Диагностика проблем и подходы к обоснованию образовательной политики
- Здоровье как потребительское и инвестиционное благоУЧП - 12
- Индивид и домохозяйство как субъекты управления здоровьемУПЧ - 13
- Охрана общественного здоровья: задачи и инструментыУЧП - 14
- Охрана труда и корпоративные оздоровительные программы
- Вызовы старения населения
- Будущее здоровья
Элементы контроля
- Работа на семинарах по охране здоровья
- Работа на семинарах по образованию
- Проектная работа по охране здоровьяПомимо основного задания по разработке управленческих решений (подготовке программы по охране здоровья), у студентов есть возможность выбрать исследовательский трек и подготовить к концу 1 модуля предложение по проведению научного исследования (research propousal) в сфере охраны здоровья.
- Проектная работа по образованию
- ЭкзаменНа экзамене студентам предлагается по 2 открытых вопроса по охране здоровья и образованию. Оценка за экзамен равна среднему арифметическому оценок за данные 4 вопроса.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.2 * Проектная работа по образованию + 0.1 * Работа на семинарах по образованию + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Проектная работа по охране здоровья + 0.1 * Работа на семинарах по охране здоровья
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009
- Экономика социальной сферы : учеб. пособие для вузов, Шишкин, С. В., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Grossman, M. (1972). On the Concept of Health Capital and the Demand for Health. Journal of Political Economy, 80(2), 223–255. https://doi.org/10.1086/259880
- Heckman, J. J. (2006). Skill Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children. Science, 312(5782), 1900–1902. https://doi.org/10.1126/science.1128898