• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Управление человеческим потенциалом

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Грищенко Наталья Борисовна, Деркачев Павел Владимирович, Селезнева Елена Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс ориентирован на раскрытие студентам логики и принципов функционирования социальной политики как инвестиционного инструмента на примере систем, формирующих человеческий капитал страны, в первую очередь, здравоохранения и образования. В рамках него будут продемонстрированы сети взаимосвязей общих приоритетов социально-экономического развития страны и государственных политик в этих областях, преломление установок на тот или иной вектор социального движения через приоритеты и инструменты в здравоохранении и образовании, а также вопросы согласованности политик в этих смежных отраслях. По итогам изучения курса студенты также будут знакомы с формами организаций, осуществляющих деятельность по инвестированию в человеческий капитал населения страны, характеристиками основных систем финансирования этих сфер и содержанием выполняемых ими функций, механизмами обеспечения качества и эффективности соответствующих политик с учетом национальных приоритетов и т.д. С 2022 г. курс реализуется в переработанном формате: все ключевые темы курса были пересмотрены по итогам результатов работы НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала", на курс добавлена исследовательская траектория. Курс обновлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить студентам образовательную политику и политику охраны здоровья как инвестиционные процессы
  • Сформировать представление об основных группах интересов и инструментах данного процесса
  • Познакомить с этапами подготовки программ по развитию человеческого потенциала
  • Вовлечение студентов в научные исследования по проблемам формирования и оценивания человеческого потенциала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать инструменты и механизмы, способствующие накоплению человеческого потен-циала, с точки зрения их соответствия национальным и глобальным приоритетам
  • Осуществлять эффективную профессиональную коммуникацию результатов анализа и разработки инструментов и программ по развитию человеческого потенциала
  • Оценивать количество и/или качество человеческого потенциала (образования и здоровья) на индивидуальном и групповом уровне
  • Разрабатывать программы по развитию человеческого потенциала
  • Формулировать ключевые положения концепции человеческого капитала и выделять основные свойства образования и здоровья как потребительских благ и видов капитала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория человеческого капитала
  • Образование как благо
  • Региональные особенности развития образовательных систем в РФ
  • Система оплаты труда в образовании
  • Экономическая самостоятельность и академическая автономия образовательных организаций
  • Механизмы частного финансирования образования
  • Диагностика проблем и подходы к обоснованию образовательной политики
  • Здоровье как потребительское и инвестиционное благо
    УЧП - 12
  • Индивид и домохозяйство как субъекты управления здоровьем
    УПЧ - 13
  • Охрана общественного здоровья: задачи и инструменты
    УЧП - 14
  • Охрана труда и корпоративные оздоровительные программы
  • Вызовы старения населения
  • Будущее здоровья
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах по охране здоровья
  • неблокирующий Работа на семинарах по образованию
  • неблокирующий Проектная работа по охране здоровья
    Помимо основного задания по разработке управленческих решений (подготовке программы по охране здоровья), у студентов есть возможность выбрать исследовательский трек и подготовить к концу 1 модуля предложение по проведению научного исследования (research propousal) в сфере охраны здоровья.
  • неблокирующий Проектная работа по образованию
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студентам предлагается по 2 открытых вопроса по охране здоровья и образованию. Оценка за экзамен равна среднему арифметическому оценок за данные 4 вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Проектная работа по образованию + 0.1 * Работа на семинарах по образованию + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Проектная работа по охране здоровья + 0.1 * Работа на семинарах по охране здоровья
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009
  • Экономика социальной сферы : учеб. пособие для вузов, Шишкин, С. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grossman, M. (1972). On the Concept of Health Capital and the Demand for Health. Journal of Political Economy, 80(2), 223–255. https://doi.org/10.1086/259880
  • Heckman, J. J. (2006). Skill Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children. Science, 312(5782), 1900–1902. https://doi.org/10.1126/science.1128898

Авторы

  • Селезнева Елена Владимировна
  • Грищенко Наталья Борисовна
  • Деркачев Павел Владимирович