2022/2023
Terra Incognita современного детства
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Институт образования
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Детство - культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте - другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как интересы, социальные связи, повседневность, информационное пространство детей и подростков и др. Отдельный акцент в курсе делается на использовании новых данных и методов исследований в исследованиях детей и детства, в т.ч. методов и подходов вычислительных социальных наук (computational social science). Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
- Сформировать у обучающихся представление о том, с помощью каких данных и методов можно изучать современное детство.
Планируемые результаты обучения
- студенты называют возможные источники данных для изучения интересов детей и подростков
- студенты называют возможные источники данных для изучения поведения детей и подростков в цифровой среде
- студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительских культур
- студенты формулируют определение автономии детей
- студенты формулируют основные этапы изменения образа ребенка и понимания детства
Содержание учебной дисциплины
- Современные представления о детстве и детях
- География детства: изучение повседневных перемещений
- Развитие поведенческой и личностной автономии в детском и подростковом возрасте
- Образование - зеркало детства
- Дети, подростки и цифровые медиа
- Современное образовательное пространство
- Современная семья и родительские культуры: как меняются практики и установки
- Особенности современных детей как “поколения”
- Культурные практики (влоги, музыка, язык и т.д.) и интересы
- Благополучие детей и подростков
Элементы контроля
- Рецензия на статью о современном детстве
- Эссе-автобиографический анализ собственного детства
- Исследовательский мини-проект на основе анализа фильма о детях, детстве и родительстве разных эпох
- Интервью, наблюдение или опрос на тему развития поведенческой автономии в подростковом возрасте
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.25 * Интервью, наблюдение или опрос на тему развития поведенческой автономии в подростковом возрасте + 0.25 * Эссе-автобиографический анализ собственного детства + 0.25 * Исследовательский мини-проект на основе анализа фильма о детях, детстве и родительстве разных эпох + 0.25 * Рецензия на статью о современном детстве
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность, , 2006
- Молодежь : открытый вопрос, Омельченко, Е. Л., 2004
- Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
- Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Детство в купеческом доме, , 2021
- Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола, Бокова, В.М., 2018
- Развитие как овладение : раннее детство, Ермолаева, М. В., 2014