2022/2023
Специализированное зрение: археология, генеалогия, этнография
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Орлова Галина Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен зрению, рассмотренному из социокультурной перспективы в качестве социальной практики, локального дискурсивного порядка, результата социализации, ресурса для конституирования сообщества и субъектификации. Специализированное зрение здесь становится базовой аналитической рамкой для работы с профессиональными, идеологическими, гендерными и т.д. режимами структурирования визуального опыта и навязывания позиций наблюдателю. Формат курса – проблемно-исследовательский. Это означает, что изучение специализированного зрения происходит в процессе разработки слушателями отдельных исследовательских кейсов, регулярного обсуждения полевых материалов и результатов их промежуточного анализа как на занятиях в Zoom, так и в закрытом сообществе в tg. Предполагается, что итогом работы в курсе станет представление аналитического отчета по теме своего эмпирического исследования.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса теоретическое и практическое знакомство слушателей с социальными и культурными исследованиями зрения.
- Изучение базовых идей и теоретических установок визуальных исследований на материале специализированного зрения
- Знакомство с теоретическими моделями, позволяющими работать со специализированным зрением
- Выработка навыков перевода концептуальных моделей в формат эмпирического исследования
Планируемые результаты обучения
- адаптирует аналитические модели к специфике контекста и социальной практик
- выделяет разные масштабы специализации зрения, содержательно их описывает и называет исследователей, с этим масштабом работавших
- Выявляет кодировочные процедуры, структурирующие опыт специализированного видения (в устной и письменной речи , а также в практических дейсвиях)
- Выявляет процедуры подчеркивания и другие тактики управления вниманием (в устной и письменной речи, в практических действиях
- Выявляет специфику визуальной социализации на эмпирическом материале
- Иллюстрирует понятие оптического сообщества на конкретных примерах
- комментирует перспективы прикладных визуальных исследований
- называет ключевых визуальных исследователей, обращавшихся к проблематике зрения
- объясняет значение специализации для визуальных и социальных исследований зрения
- Объясняет спецификацию процедур подчеркивания с использованием гештальт-теории и этнометодологии
- Описывает создание визуальных репрезентаций и эффекты их использования для визуального структурирования реальности с учетом специфики социальной практики
- Описывает специфику и устройство визуальной грамотности
- Определяет специфику визуального мышления и иллюстрирует ее примерами из эмпирических исследований
- подбирает аналитическую модель или технику под задачи эмпирического исследования специализированного зрения
- Понимает и может пояснить характер связи между видимостью, очевидностью и убедительностью (научного) факта
- приводит примеры специализации зрения и иллюстрирует их существующими исследованиями
- применяет аналитические модели "взгляда" и "наблюдателя" для эмпирического исследования визуальной субъектности
- применяет разные аналитические техники для изучения специализированного зрения
- различает в зрении социальную практику с присущими ей нормами, способами освоения, практиками исполнения
- распознает специфику обращения к зрению в рамках визуальных исследований
- Составляет аналитический отчет о проведенном эмпирическом исследовании
- Ставит исследовательскую проблему и формулирует запрос на эмпирическое исследование специализированного зрения
- Формулирует ограничения в эмпирическом исследовании специализированного зрения
Содержание учебной дисциплины
- Зрение под прицелом социальных и культурных исследований. Перспектива прикладных визуальных исследований
- Масштабы специализации
- Рабочие инструменты: от А(рхеологии) до Э(тнографии)
- Зрение как социальная практика
- Кодировочные процедуры и языковые игры
- Процедуры подчеркивания: гештальт как дискурсивный продукт
- Визуальные репрезентации и технологии
- Усвоенное видение. Визуальная грамотность и режимы оптической социализации
- Специализированное зрение, знание и воображение
- Взгляд: субъектность и оптическая специализация
- Оптические сообщества
- Пределы окуляроцентризма
- Контрольное задание 1: Заявка на проект
- Контрольное задание 2: Аналитический отчет
Элементы контроля
- Семинарыучастие в семинарах
- проектреализация проекта
- представление проекта и обсуждениепрезентация
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.35 * Семинары + 0.55 * проект + 0.1 * представление проекта и обсуждение
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Suspensions of perception : attention, spectacle, and modern culture, Crary, J., 2001
- Techniques of the observer : on vision and modernity in the nineteenth century, Crary, J., 1992
- Visual studies : a skeptical introduction, Elkins, J., 2003
- Археология знания, Фуко, М., 2004
- Безымянные сообщества, Петровская, Е.В., 2012
- Визуальная антропология: режимы видимости при социализме, Бернстийн, Ф., 2009
- Визуальная социология : фотография как метод исследования: учебник для вузов, Штомпка, П., 2010
- Искусство видеть, Бергер, Дж., 2012
- Искусство и визуальное восприятие : пер. с англ., Арнхейм, Р., 2007
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Объективность, Дастон, Л., 2018
- Предварительные материалы к "Философским исследованиям", повсеместно известные как Голубая и кори..., Витгенштейн, Л., 2008
- Рождение клиники, Фуко, М., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Пересборка социального : введение в акторно - сетевую теорию, Латур, Б., 2014