2022/2023
Цифровые бизнес-модели
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент бизнес-информатики
Когда читается:
4 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Белоярская Вера Дмитриевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Цифровая экономика открывает новые возможности по созданию инновационных бизнес-моделей и трансформации традиционных индустрий. Цифровые бизнес-модели проникают в крупные и малые организации в различных секторах экономики. Предприниматели особенно часто используют ИТ для ускоренного роста стартапов, где информация предоставляет дополнительную ценность для клиента. Дисциплина представляет возможность узнать про новые цифровые бизнес-модели на существующих и развивающихся рынках. Курс будет интересен студентам, планирующим развивать свой стартап или работать в стратегическом консалтинге по направлению цифрой бизнес и цифровая трансформация. Дисциплина содержит обзор лучших практик построения цифровых моделей, а также большой объем самостоятельной и командной работы.
Цель освоения дисциплины
- Получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере разработки новых и улучшении существующих продуктов, процессов и сервисов организации.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные принципы функционирования инновационных бизнес-моделей при определении стратегии разработки продукта.
- Владеть навыками анализа рынка на основе шаблонов бизнес-моделей.
- Владеть навыками построения цифровых моделей при разработке продукта.
- Владеть навыками проверки гипотез на основе прототипов и интервью.
- Владеть навыками расчета юнит-экономики продуктов.
- Владеть навыками составления отчетности по метрикам продукта.
- Владеть навыками финансового планирования.
- Знать базовую экономику продукта.
- Знать модели монетизации продуктов.
- Знать основные формы отчетности.
- Знать основы риск-менеджмента.
- Знать шаблоны основных цифровых бизнес-моделей.
- Уметь выразить бизнес-цели через метрики продукта.
- Уметь оценивать основные точки риска и предлагать способы уменьшения риска.
- Уметь оценивать пользовательский рынок и платежеспособность пользователей.
- Уметь подбирать наиболее подходящие бизнес-модели при разработке продукта.
- Уметь разрабатывать продуктовую стратегию.
- Уметь разрабатывать финансовые модели.
- Уметь разрабатываться стратегии и план реализации инноваций на основе шаблонов бизнес-моделей.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие и особенности цифровых бизнес-моделей. Цифровые бизнес-модели в стартапах и корпорациях.
- Бизнес-модель Остервальдера и модель Lean Canvas.
- Разработка финансовой модели и юнит-экономика.
- Финансовое планирование и управление рисками.
- Ценообразование в рамках цифровых бизнес-моделей.
- Работа с основными формами отчетности.
Элементы контроля
- Текущие тесты
- Итоговое тестированиеСтуденты выполняют тест в ЛМС ВШЭ. Тест содержит 20 вопросов. При ответе на вопрос им нужно выбрать один ответ или несколько правильных ответов. В этом случае в тексте вопроса будет дано особое указание. Время выполнения теста - 30 минут Студент может пройти тест 2 раза. Засчитывается самый высокий результат.
- Итоговое задание
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * Текущие тесты + 0.7 * Итоговое задание + 0.2 * Итоговое тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 15790 - А.Остервальдер; И.Пинье; Т.Кларк - Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры - 9785961452181 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15790
- Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2020. — 723 с. — ISBN 978-5-406-00500-2. — URL: https://book.ru/book/935896 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
- Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
- Шерстюк Сергей Олегович. (2015). Инновационные Бизнес Модели В Стратегии Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.772C0AC
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bernd W. Wirtz. (2019). Digital Business Models : Concepts, Models, and the Alphabet Case Study (Vol. 1st ed. 2019). Springer.
- Bernd W. Wirtz. (2020). Media Management : Strategy, Business Models and Case Studies: Vol. 2nd ed. Springer.