• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Цифровые бизнес-модели

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровая экономика открывает новые возможности по созданию инновационных бизнес-моделей и трансформации традиционных индустрий. Цифровые бизнес-модели проникают в крупные и малые организации в различных секторах экономики. Предприниматели особенно часто используют ИТ для ускоренного роста стартапов, где информация предоставляет дополнительную ценность для клиента. Дисциплина представляет возможность узнать про новые цифровые бизнес-модели на существующих и развивающихся рынках. Курс будет интересен студентам, планирующим развивать свой стартап или работать в стратегическом консалтинге по направлению цифрой бизнес и цифровая трансформация. Дисциплина содержит обзор лучших практик построения цифровых моделей, а также большой объем самостоятельной и командной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере разработки новых и улучшении существующих продуктов, процессов и сервисов организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные принципы функционирования инновационных бизнес-моделей при определении стратегии разработки продукта.
  • Владеть навыками анализа рынка на основе шаблонов бизнес-моделей.
  • Владеть навыками построения цифровых моделей при разработке продукта.
  • Владеть навыками проверки гипотез на основе прототипов и интервью.
  • Владеть навыками расчета юнит-экономики продуктов.
  • Владеть навыками составления отчетности по метрикам продукта.
  • Владеть навыками финансового планирования.
  • Знать базовую экономику продукта.
  • Знать модели монетизации продуктов.
  • Знать основные формы отчетности.
  • Знать основы риск-менеджмента.
  • Знать шаблоны основных цифровых бизнес-моделей.
  • Уметь выразить бизнес-цели через метрики продукта.
  • Уметь оценивать основные точки риска и предлагать способы уменьшения риска.
  • Уметь оценивать пользовательский рынок и платежеспособность пользователей.
  • Уметь подбирать наиболее подходящие бизнес-модели при разработке продукта.
  • Уметь разрабатывать продуктовую стратегию.
  • Уметь разрабатывать финансовые модели.
  • Уметь разрабатываться стратегии и план реализации инноваций на основе шаблонов бизнес-моделей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и особенности цифровых бизнес-моделей. Цифровые бизнес-модели в стартапах и корпорациях.
  • Бизнес-модель Остервальдера и модель Lean Canvas.
  • Разработка финансовой модели и юнит-экономика.
  • Финансовое планирование и управление рисками.
  • Ценообразование в рамках цифровых бизнес-моделей.
  • Работа с основными формами отчетности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущие тесты
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Студенты выполняют тест в ЛМС ВШЭ. Тест содержит 20 вопросов. При ответе на вопрос им нужно выбрать один ответ или несколько правильных ответов. В этом случае в тексте вопроса будет дано особое указание. Время выполнения теста - 30 минут Студент может пройти тест 2 раза. Засчитывается самый высокий результат.
  • неблокирующий Итоговое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Текущие тесты + 0.7 * Итоговое задание + 0.2 * Итоговое тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 15790 - А.Остервальдер; И.Пинье; Т.Кларк - Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры - 9785961452181 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15790
  • Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2020. — 723 с. — ISBN 978-5-406-00500-2. — URL: https://book.ru/book/935896 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
  • Шерстюк Сергей Олегович. (2015). Инновационные Бизнес Модели В Стратегии Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.772C0AC

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bernd W. Wirtz. (2019). Digital Business Models : Concepts, Models, and the Alphabet Case Study (Vol. 1st ed. 2019). Springer.
  • Bernd W. Wirtz. (2020). Media Management : Strategy, Business Models and Case Studies: Vol. 2nd ed. Springer.

Авторы

  • Яковлева Наталия Вадимовна
  • Яганова Мадина Владимировна