2022/2023
Политика государства по выстраиванию отношений с предпринимателями. Государственное частное партнерство
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент публичного права
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Политика отношений между предпринимателями и органами власти находит отражение в правовом регулировании. Без стратегического взаимопонимания с государством невозможны ни развитие экономики, ни долгосрочные инвестиции, ни национальные проекты. В российском законодательстве, в планах и программах социально-экономического развития и реформирования государство делает ставки на такие форматы взаимоотношений между предпринимателями и органами власти как: партнерство, социальная ответственность бизнеса, передача государственных полномочий организациям, саморегулирование, экспертная деятельность коммерческих организаций, продвижение их интересов в правовых актов, в том числе путем лоббирования. Особенное внимание уделяется государственно-частному партнерству. В системе отношений бизнеса и государства большую роль играет некоммерческий сектор, поэтому в настоящем курсе рассматривается также статус некоммерческих организаций. Определенные политико-правовые традиции во взаимоотношениях предпринимателей, некоммерческих организаций и органов публичной власти обозначились еще в прошлые десятилетия: протекционизм, сильное государственное регулирование в ряде сфер, развитие социальных инициатив, теневые процедуры разрешения конфликтов и другие. Востребованность специалистов, которые бы разбирались в политике и правовом регулировании отношений предпринимателей и органов власти, ориентировались бы в истории и тенденциях дальнейшего развития возрастает с каждым годом. В рамках настоящего курса слушатели познакомятся с теорией и практикой наиболее важных междисциплинарных экономико-правовых форм взаимоотношений между коммерческими и некоммерческими организациями и органами публичной власти, встретятся с практиками на гостевых лекциях, рассмотрят актуальнейшие кейсы по спорным вопросам в России и за рубежом. Слушатели получат материал для проведения исследовательской работы, в том числе подготовки выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, а также участия в исследовательских проектах, необходимых, как в период обучения в магистратуре, так и после ее завершения.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины "Власть, бизнес, НКО: государство и некоммерческие организации; GR и политика государства по выстраиванию отношений с предпринимателями (правовые проблемы)" является формирование у студентов знаний и привитие профессиональных навыков в области правового регулирования социально-экономических и политических форм предпринимательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- осуществляет коммуникацию в рамках профессионального взаимодействия
- использует специальные методы познания при анализе и обработке юридически значимой информации для решения практических кейсов; находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; работает со специализированными правовыми системами (базами данных);
- корректно использует юридическую терминологию в сфере взаимоотношений представителей бизнеса и власти, порядка их (форм) реализации и проблемы, с ней связанные, правовых и политических основ соответствующих общественных отношений
- обладает глубокими знаниями в отношении механизма участия предпринимателей в общественно-полезной деятельности, об отражении правового и реального взаимодействия бизнеса и государства на качестве функционирования системы государственной и муниципальной власти, реализации государственной политики, жизнедеятельности общества;
- осуществляет правовую экспертизу документов в сфере нормативных и неформальных норм представительства частных интересов в деятельности публичных органов власти
Содержание учебной дисциплины
- Предприниматели и органы власти как субъекты регулируемых правом общественных отношений.
- Политико-правовые традиции отношений предпринимателей и власти в России
- Государственно-частное партнерство.
- Передача государственных полномочий организациям.
- Саморегулирование как социальный механизм. Правовая природа актов саморегулирования.
- Социальная ответственность бизнеса.
- Экспертная деятельность предпринимателей.
- Лоббизм.
- Субъекты взаимоотношений бизнеса и власти. Новые формы разрешения конфликтов и споров.
- Понятие и сущность публично-частного (государственно-частного) партнерства как механизма решения публичных задач
- Государственно-частное партнерство как механизм дерегулирования монопольной деятельности
- Управление рисками проектов государственно-частного партнерства
- Стратегическое планирование развития общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес и власть в России : регуляторная среда и правоприменительная практика, , 2017
- Государство в политической науке и социальной реальности XXI века, , 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Административная реформа в России : концепция, реализация, итоги, Глушко, Е. К., 2011
- Конституция России: настоящее и будущее : современная версия новейшей истории государства, Добрынин, Н. М., 2020
- Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии, Перегудов, С. П., 2008
- Публичная собственность в России: конституционные основы, Мазаев, В. Д., 2004