2022/2023
Инициация и реализация социально-направленного стартапа
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Миннигалеева Гульнара Афрузовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса – сформировать у студентов теоретическую базу и практические навыки разработки общественно-полезных идей и их реализации в рамках волонтерских проектов, проектов НКО или социального предприятия. Курс - проектный, предназначен выполнить роль мини-инкубатора для тех студентов, у кого уже есть идея социального проекта, но нет навыков и знаний для его реализации. Студенты, у которых нет идеи, но есть интерес к решению социальных проблем, могут присоединиться к проектным группам и отработать необходимые для этого навыки. В рамках курса студенты • изучат варианты реализации социально-полезных инициатив в рамках правового поля в РФ; • получат представление о различных факторах, влияющих на реализацию таких инициатив; • ознакомятся с принципами сотрудничества со стейкхолдерами для успешной реализации социальных проектов; • научатся идентифицировать и использовать ресурсы для реализации социальных стартапов как коммерческого, так и некоммерческого характера, получат навыки планирования и распределения ресурсов; • ознакомятся с практикой реализации социальных проектов в российском и зарубежном опыте; • получат навыки разработки и планирования социальных проектов; • узнают о типичных проблемах реализации социальных проектов в НКО и социальных предприятиях и методах их преодоления.
Отбор на ОУФ производится по результатам анкетирования, анкета будет направлена на корпоративную почту студентов, подавших заявки.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – сформировать у студентов теоретическую базу и практические навыки разработки общественно-полезных идей и их реализации в рамках волонтерских проектов, проектов НКО или социального предприятия.
Планируемые результаты обучения
- Студенты владеют методами оценки социального воздействия проекта
- Студенты владеют основной терминологией по темам социального предпринимательства и некоммерческих организаций
- Студенты знают и умеют применять основные методы Customer Development и построения дерева проблем для разработки идеи социального проекта
- Студенты знают из чего могут состоять ресурсы социальных проектов, имеют представление о возможных источниках финансирования, умеют планировать ресурсное наполнение своих проектов
- Студенты знают основные принципы составления питчей и заявок на гранты и финансирование и могут их использовать для представления своих проектов
- Студенты имеют представление об основных закономерностях формирования команды проекта и вариантах привлечения членов команды, включая волонтерские позиции
- Студенты понимают важность партнерских отношений для успешной реализации социально-направленных проектов и умеют выстраивать партнерские связи
- Студенты понимают и могут использовать основные принципы в сфере этики, прозрачности и отчетности
- Студенты понимают различия в организационно-правовых формах, возможных для осуществления социально-направленных проектов в РФ, и могут выбрать подходящий вариант для своей идеи
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Знакомство с концепциями, однокурсниками и организацией работы на курсе.
- Тема 4. Разработка идеи. Customer Development
- Тема 5. Организация работы в команде. Основатели. Волонтеры.
- Тема 8. Ресурсы для стартапа и для проектов НКО
- Тема 6. Варианты реализации в рамках правового поля РФ
- Тема 7. Стейкхолдеры. ПартнерствоУ любого предприятия есть множество заинтересованных сторон. Для социального предприятия учитывать их интересы особенно важно. Взаимодействие со стейкхолдерами в этом случае имеет свои особенности, поскольку реализуется социальная миссия. На занятии обсудим эти особенности, познакомимся с методами определения стейкхолдеров, обсудим как управлять отношениями с ними, определим возможности, преимущества и трудности партнерских отношений для разрабатываемых проектов.
- Тема 3. Социальное воздействие (импакт). Оценка социального воздействия проекта
- Тема 9. Этичность. Прозрачность. Отчетность
- Тема 10. Подготовка бизнес-плана или заявки на финансирование
Элементы контроля
- ТестДанный тест направлен на проверку понимания базовых концепций по курсу и состоит из вопросов закрытого типа с вариантами выбора ответов
- Отчет-рефлексияОтчет - рефлексия - это работа по анализу того, что команда выполнила по начальной фазе проекта, который будет служить основой для дальнейшей его реализации
- ПроектДанная письменная работа выполняется в виде бизнес-плана или грантовой заявки для подачи на конкурс
- Защита проектаЗащита проекта в виде питча
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.45 * Проект + 0.25 * Защита проекта + 0.1 * Тест + 0.2 * Отчет-рефлексия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 235 - Д.Борнштейн - Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей - 9785961427134 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/235
- Cremades, A. (2016). The Art of Startup Fundraising : Pitching Investors, Negotiating the Deal, and Everything Else Entrepreneurs Need to Know. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216067
- Klein, Kim. Fundraising for Social Change, John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4509194
- Mendel, Stuart C., and Jeffrey L. Brudney. Partnerships the Nonprofit Way : What Matters, What Doesn't, Indiana University Press, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5376653
- Renz, David O.. The Jossey-Bass Handbook of Nonprofit Leadership and Management, John Wiley & Sons, Incorporated, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4643512
- Social Accounting and Public Management : Accountability for the Public Good, edited by Stephen P. Osborne, and Amanda Ball, Taylor & Francis Group, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=957363
- Social Enterprise : Accountability and Evaluation Around the World, edited by Simon Denny, and Frederick Seddon, Taylor & Francis Group, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1344549
- Кикал Джилл,Лайонс Томас - Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше - Альпина Паблишер - 2014 - ISBN: 9785961433579 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/1037
- Некоммерческие организации в международном и национальном праве : монография / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. Я. Капустин и др. ; под ред. Т. Я. Хабриевой, С. В. Чиркина. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА-М, 50. - 304с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953159
- Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования : монография. — Москва : Высшая школа экономики, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-7598-0883-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66086 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Sargeant, Adrian, and Jen Shang. Fundraising Principles and Practice, John Wiley & Sons, Incorporated, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4802529
- The Nonprofit Human Resource Management Handbook : From Theory to Practice, edited by Jessica K. A. Word, and Jessica E. Sowa, Taylor & Francis Group, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4890962
- Социально ориентированные некоммерческие организации: Учебное пособие / Холостова Е.И. - Москва :Дашков и К, 2017. - 181 с. ISBN 978-5-394-02776-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/937241