• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Языки мира

Статус: Майнор
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Виняр Алексей Игоревич, Левин Иван Сергеевич, Попова Маргарита Владимировна, Стенин Иван Андреевич, Филатов Константин Вадимович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках освоения дисциплины студенты узнают о языковом разнообразии, о генеалогической классификации и типологических характеристиках языков различных ареалов. Последовательно рассматриваются языки Европы, Северо-Восточной Азии, Океании, Новой Гвинеи и Австралии, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения учебной дисциплины являются: 1. Ознакомление студентов с языковым разнообразием в мировом масштабе; 2. Параметры типологического варьирования человеческого языка; 3. Введение в современные подходы к изучению принципов, обуславливающих языковое варьирование; 4. Базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать базовые характеристики основных языковых ареалов мира.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Азии и Океании.
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Африки
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Мезоамерики и Южной Америки
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Новой Гвинеи и Австралии
  • Студент должен знать классификацию и основные типологические характеристики языков Северной Америки.
  • Студент должен знать основные понятия синтаксиса и грамматической семантике, находящиеся в центре внимания современной лингвистики.
  • Студент должен уметь анализировать грамматические явления как ареальные свойства языков
  • Студент должен уметь ориентироваться в лингвистической географии и генеалогической классификации
  • Студент должен уметь читать и сопоставлять грамматические описания ранее неизвестных студенту языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ареальная лингвистика и языковые контакты в контексте функциональной типологии
  • Тема 2. Языки Евразии
  • Тема 3. Языки Юго-Восточной Азии и Океании
  • Тема 4. Языки Новой Гвинеи и Австралии
  • Тема 5. Языки Северной Америки
  • Тема 6. Языки Мезоамерики и Южной Америки
  • Тема 7. Языки Африки
  • Тема 8. Языки контактного происхождения. Влияние языковых контактов и социолингвистической вариативности на структуру языка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Haspelmath, M. (2018). How Comparative Concepts And Descriptive Linguistic Categories Are Different (Revised). https://doi.org/10.5281/zenodo.570000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573

Авторы

  • Волков Олег Сергеевич
  • Черемисинова Мария Олеговна
  • Виняр Алексей Игоревич
  • Стенин Иван Андреевич
  • Ландер Юрий Александрович