• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Качественные и количественные методы исследований в психологии: проективные методы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-3 модуль
Онлайн-часы: 12
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс содержит развернутый обзор основных методов качественного и количественного исследования. В части курса, посвященном качественному исследованию: В рамках блока индивидуальных опросных методов рассматриваются вопросы планирования и организации личных интервью, подготовки вопросника (гайда). Подробно разбираются особенности процедуры глубинных интервью и методических приемов, используемых для повышения эффективности опроса. Особое внимание уделяется специфике этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования. Рассматриваются также преимущества и ограничения on-line интервью. В тематическом блоке, посвященном групповым опросным методам, с точки зрения групповой динамики и социально-психологических процессов и феноменов в фокусгруппе, рассматривается особенности метода. Анализируются психологические характеристики участников фокус-группы и их влияние на процесс управление фокусгруппой (модерирование). Обсуждаются вопросы дизайна фокус-группового исследования, правила рекрутирования, специфика подготовки топик-гайда. В рамках этого тематического блока рассматриваются также разные модификации фокусгруппы, а также преимущества и недостатки on-line фокус-групп. Отдельный тематический блок посвящен экспертным опросным методам, в частности, креативным экспертным группам: брейнстормингу, дельфи, синектике. Обсуждаются вопросы формирования экспертных групп, выбора и обоснования исследовательской процедуры, приемов повышения креативности в экспертных опросах. Значительное внимание уделяется особенностям выборки и анализа данных качественного исследования. Рассматриваются уровни анализа, основные теоретические подходы и практические приемы качественного анализа вербальных и невербальных данных. Представлены основные правила подготовки отчета и презентации результатов исследования. В части курса, посвященном количественному исследованию: Представлены общие подходы и современные тенденции их развития в области статистического оценивания результатов исследования и их качественной интерпретации. Даются методологические основания, теоретический каркас методов и сами методы как в теоретическом аспекте, так и на уровне их практического применения с использованием статистических пакетов. Курс дает возможность студенту, не имеющему серьезной математической подготовки, овладеть базовыми умениями использования статистики в исследованиях, а более продвинутому студенту овладеть базовым набором методов на самом современном уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии. Знакомство с кругом доступных психологам моделей исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов. Овладение критериями оценки качества научных исследований, психометрических инструментов. Овладение необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: критерии научности психологического исследования; этапы проведения исследования в психологии; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука о человеке.
  • Тема 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
  • Тема 3. Постановка проблемы исследования
  • Тема 4. Теоретический обзор
  • Тема 5. Источники психологических данных
  • Тема 6. Проблемы измерения в психологии
  • Тема 7. Планы исследований 1: экспериментальные планы
  • Тема 8. Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
  • Тема 9. Анализ количественных данных 1: методы проверки гипотез
  • Тема 10. Анализ количественных данных: методы поиска взаимосвязей
  • Тема 11. Качественные методы сбора и анализа данных
  • Тема 12. Смешанные исследования (mixed-method research)
  • Тема 13. Описание и публикация результатов
  • Тема 14. Этические проблемы психологических исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    1 * Активность
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    1 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия / сост. В.М. Лейбин. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 512 с. — (Хрестоматия). - ISBN 5-318-00378-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054546
  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия, Юнг, К. Г., 2001
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Константинов, В. В.  Методологические основы психологии : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07765-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438241 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Сарычев, С. В.  История психологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для академического бакалавриата / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02913-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444122 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сарычев, С. В.  История психологии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для академического бакалавриата / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-02914-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444123 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Иванова Юлия Игоревна
  • Стрижова Екатерина Андреевна