2022/2023





Формальное представление естественного языка
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Тискин Даниил Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Формальное представление естественного языка» является ознакомление студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической и морфологической структуре языка и историей их возникновения; формирование представлений о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической и морфологической теории.
Цель освоения дисциплины
- ознакомить студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической структуре языка и историей их возникновения
- сформировать представление о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической теории
- развить у студентов навыков использования современного понятийного аппарата и аргументации в области теоретического синтаксиса
Планируемые результаты обучения
- владеют аппаратом категориальной грамматики
- могут предложить функциональную структуру для конкретного предложения
- могут привести пример языковых данных, лежащих в основе формальных моделей назвать основные свойства и специфику построения синтаксических моделей и т. п.
- могут сопоставить способы кодирования информации
- могут сформулировать универсальные задачи, требующие применения формальных методов
- могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики могут предложить структуру составляющих для конкретного предложения
- могут дать определение валентности и описать типы зависимости могут дать определение проективности могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики
- могут назвать критерии выделения синтаксических единств.
- могут описать систему представления аргументной структуры
- могут описать формальные свойства модели HPSG, правила преобразования структур
- могут отличить вершины от зависимых назвать синтаксические свойства классов аргументов владеют аппаратом грамматики зависимостей могут описать формальные свойства грамматики зависимостей;
Содержание учебной дисциплины
- Введение в проблематику и обзор ключевых понятий
- Грамматика зависимостей и порождающая грамматика
- Лексико-функциональная грамматика
- HPSG и категориальная грамматика
- Сравнительный анализ формальных теорий
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашние задания представляю собой небольшие практические задания, которые выполняются студентами вне аудитории. Невыполненные домашние задания не подлежат пересдаче. При необходимости осуществляется дистанционная поддержка контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) с помощью электронных ресурсов филиала.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в письменной форме аудиторно. Работа состоит из десяти вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. При получении результата с десятыми округление до целого числа происходит по правилам математического округления. Контрольная работа подлежит пересдаче в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки. Работа выполняется тридцать минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Студент выполняет практическое задание, посвященное разным аспектам дисциплины. На выполнение экзамена у студентов есть 30 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592
Рекомендуемая дополнительная литература
- Josef Bayer, & Volker Struckmeier. (2017). Discourse Particles : Formal Approaches to Their Syntax and Semantics. De Gruyter.