Магистратура
2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Современные теории обучения
Статус:
Курс по выбору (Обучение и оценивание как наука)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Авдеенко Надежда Александровна
Прогр. обучения:
Обучение и оценивание как наука
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина знакомит с существующими теориями обучения: историей их появления и изменений, которые отражены в ключевых понятиях и педагогической повседневности. Студенты получают возможность осмыслять учебные ситуации в контексте теорий обучения и обосновывать предлагаемые решения учебных кейсов, используя понятия теорий обучения.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины - сформировать у студентов магистратуры представление об основных существующих теориях обучения и научить использовать относящиеся к данным теориям понятия при интерпретации исследований и учебных ситуаций.
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление об основных понятиях различных теорий обучения (бихевиоризма, конструктивизма, теории социального научения, теории обработки информации, теории когнитивной нагрузки, коннективизма и др.)
- Интерпретировать научные статьи с изложением результатов исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
- Обосновывать решения, предлагаемые для тех или иных учебных ситуаций, руководствуясь различными теориями обучения
- Объяснять суть понятий “обучение” и “теория”
- Оперировать понятиями, относящимися к различным теориям обучения, описывая те или иные учебные ситуации, в том числе при осмыслении собственной или чужой образовательной траектории
- Интерпретировать результаты исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
Содержание учебной дисциплины
- Понятие «теория» и понятие «обучение». Сколько существует теорий обучения?
- Бихевиористские теории обучения
- Конструктивистские теории обучения
- Теории совместного обучения и социального научения
- Когнитивистские теории обучения
- Концепция коннективизма
- Концепция саморегулируемого обучения
Элементы контроля
- Питчинг идеи продукта, основанной на результатах исследования, отраженных в статье
- Ретроспективная автоэтнография
- Проведение когнитивной лаборатории
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Проведение когнитивной лаборатории + 0.3 * Питчинг идеи продукта, основанной на результатах исследования, отраженных в статье + 0.4 * Ретроспективная автоэтнография
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
- Теории научения, Хегенхан, Б., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cheng, K.-H. (2019). Parents’ user experiences of augmented reality book reading: perceptions, expectations, and intentions. Educational Technology Research & Development, 67(2), 303–315. https://doi.org/10.1007/s11423-018-9611-0
- Costley, J. (2021). How role-taking in a group-work setting affects the relationship between the amount of collaboration and germane cognitive load. International Journal of Educational Technology in Higher Education ; Volume 18, Issue 1 ; ISSN 2365-9440. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00259-w
- McEwen, R. N., & Dubé, A. K. (2015). Engaging or Distracting: Children’s Tablet Computer Use in Education. Journal of Educational Technology & Society, 18(4), 9–23.