Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социокультурные аспекты преподавания иностранных языков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является вооружение студентов знаниями о современных проблемах меняющегося мира относительно культурных особенностей общества и народа, говорящего на другом языке. Акцентом курса будет являться вовлечение студентов – будущих преподавателей, в изучение и групповое и индивидуальное исследование аспектов относительно вопросов преподавания иностранных языков и культур. Оцениваться в рамках курсах будут умения рефлексии и умения делать самостоятельные выводы в рамках изучаемого материала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ролью развития социокультурной компетенции в процессе формирования иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции в обучении иностранным языкам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выявляет конкретные проблемы, влияющие на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов, обучения иностранным языкам, критически анализирует и предлагает пути/способы их преодоления
  • преодолевает влияние стереотипов и осуществляет межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
  • выявляет и анализирует мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, а также процессы, происходящие в обществе
  • осуществляет деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
  • моделирует возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
  • применяет систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях
  • осуществляет поиск, критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и задачи развития социокультурной компетенции в изучении иностранных языков
  • Структура и содержание социокультурной компетенции
  • Межкультурная компетенция
  • Формирование и развитие социокультурной и межкультурной компетенций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
    Беседа с преподавателем по пройденному материалу в форме вопросов и ответов. Проводится в аудитории во время семинарских занятий. В расчет оценки, которая будет учитываться по данному элементу текущего контроля при расчете итоговой оценки по дисциплине, идет среднее арифметическое от суммы полученных баллов.
  • неблокирующий Коллоквиум
    В ходе реализации дисциплины в качестве формы текущего контроля планируется два коллоквиума. В 3 модуле коллоквиум проводится в форме дебатов, связанных с оценкой влияния концепции nativespeakerism на процесс преподавания иностранных языков, в том числе формирования социокультурной компетенции, с высказыванием различных точек зрения, аргументированных с помощью знаний, полученных на занятиях и в ходе изучения научной литературы. Коллоквиум во 4 модуле предусматривает групповое обсуждение докладов по результатам исследовательских проектов.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация результатов исследовательского проекта, выполняемого группой из 3-4 студентов. Тему исследования может быть предложена преподавателем или выбрана студентами и согласована с преподавателем.
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Эссе + 0.2 * Устный опрос + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Война и мир языков и культур, вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации : [учебное пособие], 344 с., Тер-Минасова, С. Г., 2008
  • Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики : монография / И.А. Савченко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 214 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/5854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615094
  • Таратухина, Ю. В.  Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 199 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474618 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мамедова, Н. М., Личность в условиях глобальных социокультурных трансформаций цифрового информационного общества : сборник статей / Н. М. Мамедова. — Москва : Русайнс, 2021. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-8041-8. — URL: https://book.ru/book/941083 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Авторы

  • Чиграй Юлия Алексеевна
  • Гриценко Елена Сергеевна