2022/2023
Современные дискуссии в философии науки
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Дроздова Дарья Николаевна,
Канаева Наталия Алексеевна,
Карпенко Иван Александрович,
Князева Елена Николаевна,
Кузин Иван Александрович,
Парамонов Андрей Альбертович,
Терехович Владислав Эрикович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар посвящен проблемам, вокруг которых сосредоточены современные дискуссии в философии науки. Набор рассматриваемых тем отражает как общие вопросы философии науки, так и философскую проблематику частных наук, а также дискуссионные вопросы истории науки в ее связи с философией.
Занятия проводятся в формате мастер-классов преподавателей, обсуждений ключевых текстов и докладов студентов, дебатов студентов и преподавателей. Студенты смогут выбирать из нескольких форматов домашней письменной работы, благодаря которой получат необходимые навыки для написания мини-статьи по итогам каждого модуля. Студенты, которые пишут КР или ВКР по тематике научно-исследовательского семинара, смогут провести их предварительное обсуждение с преподавателями и студентами на методическом семинаре НИГ «Философия науки».
Цель освоения дисциплины
- Цель нашего научно-исследовательского семинара – погрузить студентов в современные дискуссии в философии науки, способствовать приобретению навыков для участия в таких дискуссиях, стимулировать самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студентов и преподавателей в области философии науки. Студенты смогут приобрести практические навыки подбора литературы, критического анализа аргументов разных авторов и концепций, написания текстов и презентации своих идей для аудитории. Эти навыки, а также собранные материалы помогут при написании КР/ВКР, а при желании – научных статей и докладов на конференциях.
Планируемые результаты обучения
- Умеет анализировать и использовать основные идеи и авторов континентальной философии науки.
- Умеет анализировать и использовать основные идеи и тексты авторов космологических концепций
- Умеет анализировать и использовать в философском анализе основные идеи авторов различных интерпретаций квантовой механики
Содержание учебной дисциплины
- Модуль I. Исторические и культурные образы науки.
- Модуль II. Какие вызовы стоят перед научной рациональностью?
- Модуль III. Что дает философский анализ концепта времени в контексте современной науки?
- Модуль IV. В чем преимущество междисциплинарности и каковы границы ее применимости?
Элементы контроля
- СеминарыВ оценку могут включатся: обсуждение текстов, дискуссия, презентация доклада, тесты
- Домашнее заданиеПо каждому занятию студенты по выбору выполняют одну из трех форм домашней работы A. Перед занятием – аналитический конспект по одному автору из основной литературы к занятию (не менее 3000 зн. с пробелами). B. После занятия – письменное резюме занятия (не менее 3000 зн. с пробелами), включающее формулировку проблем, краткий обзор и анализ аргументов в литературе, тезисное обоснование собственной позиции. C. Во время занятия – доклад с презентацией.
- Итоговая работа за модульПисьменная работа по тематике модуля в формате мини-статьи (не менее 10 000 зн. с пробелами)