• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Введение в историю человечества

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этой дисциплины студентам предстоит получить представление об основных чертах всемирно-исторического процесса с древнейших времен до наших дней. Основное внимание уделяется социально-политической динамике в Европе, Северной и Латинской Америке, Передней и Восточной Азии. Рассматриваются ключевые факторы, определявшие жизнь людей в этих регионах: формы социальной и политической организации и способы их коррекции (реформы и революции), религиозные новации, демографические тенденции, военные конфликты. Особое внимание уделяется формированию исторической оптики и знакомству с актуальной исследовательской литературой, что позволит студентам в дальнейшем самостоятельно осваивать новый материал.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными концепциями исторического знания, исторического процесса и понятийным аппаратом исторической науки.
  • Создание представления о ходе и закономерностях всемирно-исторического процесса, взаимосвязи исторических эпох и событий всемирной истории.
  • Формирование представлений о множественности интерпретаций всемирной истории на основе анализа исторических источников и специальной литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные причины и проявления политического, экономического, идеологического кризиса Римской империи III-V вв. и ход образования романо-варварских королевств в V-VI вв.
  • Знает периодизацию истории Средних веков и особенности позднего Средневековья
  • Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья
  • Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья.
  • Имеет представление об основах гуманистической культуры и особенностях Возрождения в Западной Европе XIV-XVI вв.
  • Выделяет ключевые аспекты раннего нового времени
  • Определяет ключевые признаки революции (в т.ч. применительно к революциям XVI-XVIII вв.)
  • Анализирует общественно-политическую и экономическую динамику Европы XIX в.
  • Выделяет основные аспекты развития Восточной Азии в XIX в.
  • Определяет и анализирует основные тенденции XX в.
  • Выделяет содержание двух демографических переходов
  • Выделяет специфические черты авторитарных, тоталитарных и демократических режимов
  • Выделяет конституирующие признаки военных конфликтов XX в.
  • Определяет основные черты развития Древнего Востока
  • Определяет ключевые аспекты развития Древней Греции
  • Называет ключевые черты институционального устройства Рима периода республики
  • Называет главные черты развития императорского Рима
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Начало человеческой истории
  • Тема 9. Мир на пороге Нового времени в конце XV - XVI вв.
  • Тема 2. Общие проблемы истории Древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э.
  • Тема 16. Европа и мир XVII в. Колониальные империи: начало складывания.
  • Тема 3. Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.
  • Тема 17. «Плоды Просвещения».
  • Тема 4. Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
  • Тема 18. Эпоха романтизма: либералы и консерваторы
  • Тема 5. Общество и государство древней Индии и древнего Китая.
  • Тема 19. Время торжествующего капитализма
  • Тема 6. Современные научные концепции античности
  • Тема 20. Конец старого мира. Первая мировая война и межвоенный период.
  • Тема 7. Древняя Греция: истоки европейской культуры
  • Тема 21. Вторая мировая война и ее последствия
  • Тема 8. Походы Александра Македонского и образование «мировой» державы
  • Тема 22. Мир в 1950-1980-е годы: "холодная война" и крах социалистической системы.
  • Тема 9. Эпоха эллинизма
  • Тема 23. Вызовы нового мира: рубеж XX-XXI вв.
  • Тема 10. Древний Рим: формирование цивилизационных оснований будущей Европы
  • Тема 5. Понятия "Средние века" и "феодализм".
  • Тема 6. Раннее Средневековье: континуитет или разрыв с поздней Античностью?
  • Тема 7. "Апогей Европы". Западная Европа в высоком Средневековье.
  • Тема 8. "Осень Средневековья": Европа в XIV-XV вв. Войны и дипломатия.
  • Тема 24. Европейский колониализм и развитие стран Азии и Африки: основные подходы и оценки в отечественной и зарубежной историографии
  • Тема 25. Особенности трансформации и развития афро-азиатских общества в новое и новейшее время
  • Тема 26. Последствия распада империй и современный мир
  • Тема 27. В поисках альтернативы: незападные модели общественного и государственного устройства в XX веке
  • Тема 28. Процессы глобализации и трансформация роли стран Азии и Африки
  • Тема 29. Характерные черты исторического развития России
  • Тема 30. Образование Древнерусского государства (IX–X вв.)
  • Тема 31. Древнерусские земли в XI – начале XIII в.: экономическое, демографическое и политическое развитие
  • Тема 32. Социальные отношения, право, церковь, общественно-политическая мысль домонгольской Руси
  • Тема 33. Нашествие монгол на Русь (1237-1240 гг.) и установление зависимости от Орды
  • Тема 34. Позднесредневековая Русь: факторы дезинтеграции и борьба за единство
  • Тема 36. Выбор пути развития в середине XVI в. Политика Ивана Грозного и её последствия
  • Тема 35. Образование Русского государства (середина XV – середина XVI в.). «Новая монархия» или «восточный деспотизм»?
  • Тема 37. «Кризис XVII века» в России: Смутное время, традиции и новации в XVII в.
  • Тема 38. Церковно-религиозный кризис в XVII в.
  • Тема 39. Сословный строй, крепостное право и социальная борьба XVI–XVII вв.
  • Тема 40. Петровские преобразования и их судьба в первой половине XVIII в.
  • Тема 41. Идеализм и прагматизм в политике России второй половины XVIII в.
  • Тема 42. Россия и Европа в конце XVIII – первой половине XIX в.
  • Тема 43. Российская империя: от реформ к катастрофе
  • Тема 44. Политические теории, проекты и движения во второй половине XVIII – XIX в.
  • Тема 45. Революция 1905-1907 гг., Первая Мировая война и Великая русская Революция
  • Тема 46. Создание СССР и политика большевиков: «утопия у власти» и «великое отступление»
  • Тема 47. СССР во Второй Мировой войне и послевоенный биполярный мир. Продолжение и конец «советского эксперимента»
  • Тема 48. Распад СССР. Советский эксперимент и его значение для мировой истории.Современная Россия в условиях глобализации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Рецензия на книгу по всемирной истории
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.15 * Работа на семинарах + 0.2 * Рецензия на книгу по всемирной истории + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003