2022/2023




Экономика медиа
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Адемукова Надежда Владимировна,
Гасанов Эмин Салман Оглы,
Казакулова Галина Рафаилевна,
Тимофеева Оксана Александровна,
Токбаева Динара
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина “Экономика медиа” посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В рамках курса студенты изучают основные понятии экономики масс медиа, учатся анализировать медиа компании и медиа отрасль с точки зрения экономических и деловых процессов, знакомятся со спецификой медиа продукта и источниками дохода медиакомпаний. Отдельная часть курса посвящена изучению инструментов анализа медиа компании и медиарынка в Excel.
Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание причинно-следственные связи в медиабизнесе, особенности медиапродукта, аудитории медиа, медиарынка.
- Научиться анализировать поведение медиакомпании с помощью инструментов стратегического анализа, уметь выявлять, формулировать и грамотно аргументировать риски для компании и предлагать решения, идентифицировать и формулировать политико-экономические и социальные факторы, влияющие на медиабизнес на примере конкретных медиакомпаний.
- Научиться работать с показателями деятельности компаний, финансовой отчетностью компаний, сравнивать показатели между собой и делать выводы.
- Сформировать понимание принципов работы с данными в MS Excel. Освоить построение различных типов диаграмм, научиться проводить корреляционный анализ, научиться строить и анализировать позиционные карты и простейшие прогнозные модели.
Планируемые результаты обучения
- Понимает и формулирует понятия медиасистема, медиаиндустрия, медиаконтент, медиааудитория, а также применяет эти понятия на практике.
- Различает и понимает границы применимости различных методологий расчета концентрации медиарынка.
- Решает задачи на расчет концентрации медиарынка.
- Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии подходы и понятия стратегического менеджмента, понятия конвергентности и метасферы, а также может сформулировать их значения для медиаменеджмента.
- Понимает границы применимости разных бизнес-моделей для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
- Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии различные бизнес-модели и источники финансирования.
- Аргументирует необходимость и релевантность применения определенных моделей финансирования для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
- Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии теории о мотивации и их связь с организацией труда в медиакомпаниях.
- Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии понятие platform commerce и объясняет, как изменяется медиаландшафт на примере киберспорта и связанных с ним медийных платформ.
- Понимает и формулирует базовые понятия бухгалтерского учета, необходимые для работы с финансовой отчетностью.
- Составляет финансовую смету медиапроекта.
- Понимает принципы построения и границы применимости различных видов базовых диаграмм в MS Excel.
- Анализирует конкурентную среду с помощью построения позиционных карт.
- Выделяет конкурентов конкретного медиапроекта на основе предложенных данных методом корреляционного анализа.
- Строит тренды и простейшие прогнозные модели на основе на основе предложенных данных с последующим расчетом величины погрешности.
Содержание учебной дисциплины
- Основы медиаэкономики и медиаменеджмента
- Стратегический медиаменеджмент и Цифровой Ньюсрум
- Бизнес-модели в медиа
- Медиаменеджмент, теория организаций и рабочая культура
- Киберспорт и изменяющийся цифровой ландшафт медиа
- Работа с финансовой документацией на медиапредприятиях
- Индексы концентрации рынка
- Финансовая смета медиапроектов
- Статистика и медиаэкономика
- Анализ конкурентной среды
- Диаграммы и тренды в медиаэкономике
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.2 * Аналитическая записка + 0.3 * Тест №1 + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Сквозная посещаемость + 0.1 * Тест №2 + 0.1 * Тест №3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Compaine, B. (2003). The Economics and Financing of Media Companies (Book). Journal of Media Economics, 16(3), 207. https://doi.org/10.1207/S15327736ME1603_5
- Doyle, G. (2002). Media Ownership : The Economics and Politics of Convergence and Concentration in the UK and European Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251316
Рекомендуемая дополнительная литература
- Tobias M. Scholz. (2019). ESports Is Business : Management in the World of Competitive Gaming. Palgrave Pivot.