• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Древняя Персия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древняя Персия» предназначена для ознакомления студентов с основополагающими аспектами истории Древнего Ирана: этапы в развитии иранской цивилизации, ключевые события, персоналии, термины. Более того, дисциплина направлена на формирование у студентов навыков интерпретации исторических источников и изложения базовой исторической информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о ключевых моментах в истории иранской цивилизации: неолитическая революция, освоение металла, складывание кочевого и оседлого хозяйства, формирование (прото)городской культуры, возникновение государственных объединений, появление и эволюция государств имперского типа, зарождение и распространение зороастризма;
  • дать представление о ключевых событиях, персоналиях, памятниках архитектуры, искусства, словесности иранского культурного ареала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В общих чертах ориентироваться в различных подходах к социальной, экономической, политической, культурной проблематике, которые применяются исторической наукой в изучении древности.
  • Знать основные даты, названия, имена, термины в области истории Ирана с древнейших времен до III в. до н.э.
  • Студенты должны обладать знаниями об обстоятельствах падения Ахеменидского государства, а также иметь базовые представления об эллинистических государствах иранского мира.
  • Студенты имеют представление об основных этапах греко-персидских отношений в эпоху Ахеменидов.
  • Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, о возникновении и распространении зороастрийского вероучения и его основных концептах.
  • Студенты обладают базовыми знаниями о политической и экономической истории Ахеменидов при Камбизе и Дарии.
  • Студенты обладают знаниями об основных этапах и особенностях становления Ахеменидского государства.
  • Уметь критически интерпретировать исторические источники различных категорий (тексты древних авторов, археологические, нумизматические, эпиграфические, лингвистические материалы и пр.) и находить в них ответы на поставленные проблемы социальной, экономической, политической, культурной истории.
  • Уметь устно и письменно излагать базовые исторические знания и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию об исторических проблемах.
  • Студенты имеют представление об основных памятниках ранней иранской истории, о проблеме расселения индоиранских племен.
  • Студенты имеют представления об основных политических и культурных процессах в Мидийском царстве.
  • Студенты обладают знаниями о династической борьбе в Ахеменидском государстве, а также об иранской культуре этой эпохи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ранняя история Ирана.
  • Религиозные верования иранцев и возникновение зороастризма.
  • Первые иранские государства.
  • Возвышение Ахеменидов.
  • Расцвет империи. Камбиз и Дарий I.
  • Греко-персидские отношения.
  • Империя и ее проблемы.
  • Закат Ахеменидов и приход эллинизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    При выставлении оценки учитывается частотность и развернутость ответов студента, его уровень владения предложенной к семинару литературой, а также погружение в тематику курса. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в случае, если студент принимал активное участие во всех семинарских занятиях, давая полные и развернутые ответы; демонстрировал высочайший уровень владения семинарским материалом и предлагал собственные трактовки и гипотезы, отражающие его историческую и общегуманитарную подготовку.
  • неблокирующий Промежуточные тестирования
    Студенты получают задание, состоящее из 10 вопросов в тестовом формате и основанное на материале пройденных тем курса. На выполнение задания выделяется 15 минут. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент дал правильные ответы на все вопросы.
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
    На последнем занятии студенты пишут итоговую контрольную работу по материалам всех пройденных тем курса. В контрольную работу включается 3 типа заданий: тестовые, вопросы, требующие краткого ответа, вопросы, требующие развернутого ответа. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент дал правильные и всеобъемлющие ответы на все вопросы.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Студенты получают билеты с двумя вопросами из заранее отправленного им списка. Время подготовки к ответу - 15 минут. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент дал исчерпывающий ответ по билету, а также на дополнительные вопросы, продемонстрировав исключительные знания материала курса и общеисторическую эрудицию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.15 * Промежуточные тестирования + 0.35 * Экзамен + 0.29 * Семинарские занятия + 0.21 * Итоговая контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильев, Л. С.  История Древнего Востока : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. С. Васильев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-9916-9362-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433763 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лебедев, В. Ю.  История религий : учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко ; под редакцией В. Ю. Лебедева, А. М. Прилуцкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 456 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01033-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432883 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев, Л. С.  История стран Азии и Африки. Средние века и раннее Новое время : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. С. Васильев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 371 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-9916-9363-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433764 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Флиттнер, Н. Д.  Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410475 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Давидсон Аполлон Борисович
  • Земляков Михаил Вячеславович
  • Трефилов Евгений Николаевич
  • Алонцев Максим Альбертович