2022/2023
Фильмы ужасов: философско-культурологический анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лечич Никола Добривоевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
НИС посвящен философскому изучению лучших фильмов из жанра ужасов и связанных с ними произведений из других областей искусства. Основная предпосылка предлагаемого подхода состоит в том, что все произведения искусства тем или иным образом пересекаются с основными течениями истории человеческой мысли, которая в сухом остатке видна в форме истории философии. Студентам предлагается освоить методику поиска идей в фильмах, исследуя классическую историю философии, вместо обращения к специализированной философии искусства или кино. Фильмы из жанра ужасов отличаются осознанным обращением к «темной» стороне человеческих идей и переживаний. На НИСе подходим к этому содержанию с точки зрения ницшеанской парадигмы, в которой «темным» и «злым» кажется то, что отличается от моральных и эстетических представлений большинства людей. Поэтому, используя для этих целей древний арсенал средств, охватывающий кровавое, отвратительное, монструозное, запретное и немыслимое, фильмы ужасов могут проявить некоторые идеи, которые не могли дать о себе знать ни в одном другом жанре.
Цель освоения дисциплины
- Освоить большое количество нового знания из истории идей, в т.ч. той ее части, которая не вписалась в доминирующую сегодня.
- Продвижение способности анализировать происхождение мировоззренческих идей, нахождение этих идей в произведениях искусства (литература, живопись, кино) и их грамотное сравнение.
- Освоение умения находить философские идеи в произведениях искусства (литература, живопись, кино).
- Понимать мировоззрение других людей и культур; грамотно и с уважением вступать в диалог с инакомыслящими.
Планируемые результаты обучения
- Ознакомление с происхождением основных вариантов современного мировоззрения (отражающегося в современной науке, религии, культуре и содержании основных смыслопорождающих понятий).
- Построение концептуальной рамки для изучения художественного жанра ужасов на основе изучения особой части истории идей, которую можно назвать «альтернативной», потому что она связана с пулом идей, предшествовавших возникновению узнаваемой и сегодня доминирующей платоническо-христианской парадигмы.
- Ознакомление с той частью истории идеи, которая не стала «мейнстримом» и к которой обращаются художественные произведения жанра ужасов (альтернатывные трактовки смыслопорождающих понятий, таких как жизнь, смерть, кровь, душа, ценности, добро, зло, природа, прекрасное, уродство, внешнее, внутреннее).
- Изучение историкофилософской основы понятий ужасного, безобразного и злого и важнейших философских учений, относящихся к ним.
- Жанр ужасов (кино, литература, поэзия, живопись) как искатель, последователь и активный созидатель альтернативных идей.
- Ознакомление с основными элементами истории безобразного и ужасного в классической и современной живописи и искусстве вообще.
Содержание учебной дисциплины
- Идентификация главного течения («мейнстрима») истории идей западного мира
- Поиск «мейнстрима» в античной философии
- Поиск «альтернативного»: идентификация невыживших идей в античной философии
- «Альтернативное» в общей истории философии
- «Альтернативные» идеи и ужасное. Ужасное в живописи
- Ужасное в поэзии и литературе (части 1-3)
- Ужасное в кино (части 1-7)
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульОценка по 1-2 модулю выставляется только на основе устной активности на семинарах. Оценка выставляется пропорционально количеству отметок за активность, от 0 (за полное неучастие) до 10 (за активность на каждом семинаре).
- 2022/2023 учебный год 3 модульОценка по 3 модулю выставляется на основе устной активности на семинарах и домашнего задания (эссе). Оценка устной активности выставляется пропорционально количеству отметок за активность, от 0 (за полное неучастие) до 10 (за активность на каждом семинаре). Оценка по 3 модулю = 0,7 * Оактивность + 0,3 * Оэссе.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Greek religion : archaic and classical, Burkert, W., 1985
- Tales of mystery, imagination, & humor and poems, Poe, E. A., 2013
- Аврора, или Утренняя заря в восхождении, Беме, Я., 1990
- Бытие и время, пер. с нем. В. В. Бибихина, 2-е изд., испр., 451 с., Хайдеггер, М., 2002
- Видение: поэтическое, драматическое, магическое, Йейтс, У. Б., 2000
- Греки и иррациональное, Доддс, Э. Р., 2000
- Диалоги, Платон, ., 1998
- История красоты, , 2007
- История уродства, , 2007
- Нечто. Феноменология ужаса, Тригг, Д., 2017
- Ницше. Т.1: ., Хайдеггер, М., 2006
- Ницше. Т.2: ., Хайдеггер, М., 2007
- Об отрешенности, Экхарт, М., 2001
- Происхождение древнегреческой мысли, Вернан, Ж.-П., 1988
- Разговор на проселочной дороге, избранные статьи позднего периода творчества, 192 с., Хайдеггер, М., 1991
- Рождение трагедии из духа музыки, Ницше, Ф., 2005
- Скиталец тьмы : рассказы, сонеты, Лавкрафт, Г. Ф., 2004
- Ужас философии. Т.1: В пыли этой планеты, Такер, Ю., 2017
- Ужас философии. Т.2: Звездно - спекулятивный труп, Такер, Ю., 2018
- Ужас философии. Т.3: Щупальца длиннее ночи, Такер, Ю., 2019
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
Рекомендуемая дополнительная литература
- Будда Шакьямуни и индийский буддизм : современное истолкование древних текстов, Андросов, В. П., 2001
- Мир как воля и представление, Шопенгауэр, А., 2005
- О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле, пер. с нем., 383 с., Ницше, Ф., 2005
- Так говорил Заратустра, Ницше, Ф., 2006