• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Теория языка

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Даниэль Михаил Александрович, Зибер Инна Арнольдовна, Колчина Ольга Николаевна, Куликова Валентина Александровна, Панова Анастасия Борисовна, Подобряев Александр Владимирович, Рахман Денис Михайлович, Сафонова Анастасия Александровна, Хоменко Анна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: – фонетическую и фонологическую систему русского языка, – основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке; – основные виды лексического значения; – методы сбора и документации лингвистических данных; уметь: – анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции; – оценивать и использовать информацию из различных источников для решения научных и практических задач в области фонетики и лексикологии; – использовать понятийный аппарат фонетики и лексикологии в смежных областях гуманитарного знания; владеть: – навыками распознавания и анализа фонетических явлений; – методами компьютерного анализа устной речи; – навыками анализа лексического значения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает виды лексического значения
  • знает основной круг проблем фонетики и фонологии
  • знает происхождение и типологию фразеологических единиц
  • знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
  • знает суперсегментные характеристики звучащей речи
  • знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
  • знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
  • имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
  • имеет представление о системном характере лексики
  • имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
  • различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
  • Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
  • Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
  • Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
  • . Суперсегментные единицы.
  • Лексика как система.
  • Структура и виды лексического значения.
  • Вариантные отношения в лексике.
  • Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
  • Лексика в социально-функциональном аспекте.
  • Фразеология.
  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
  • Морфологическая классификация языков.
  • Морфемика как раздел морфологии
  • Принципы выделения частей речи.
  • Именные части речи.
  • Глагол как часть речи
  • Глагольные формы
  • Глагольные части речи
  • Служебные части речи
  • Синтаксис как наука
  • Словоформа как единица синтаксиса
  • Словосочетание как единица синтаксиса
  • Предложение как единица синтаксиса
  • Модальность
  • Порядок слов и актуальное членение предложения
  • Простое предложение
  • Понятия прагматического синтаксиса
  • Простое предложение осложнённой структуры
  • Сложное предложение
  • Сложное синтаксическое целое
  • Актуальные направления синтаксической теории
  • Способы передачи чужой речи
  • Коммуникативные и прагматические вопросы синтаксиса
  • Клитики. Акцентная самостоятельность. Понятие автономности. Энклитики, проклитики, эн-клиномены. Закон Ваккернагеля. Эндоклитики. Линейно-синтагматические свойства слово-форм, морфем и промежуточных единиц. Диахроническая эволюция от словоформы к аффиксу.
  • Морфологические модели. Морфология в ряду других лингвистических дисциплин. Прин-ципы морфологического описания. Четыре типа морфологических теорий. Распределённая морфология. Просодическая морфология. Морфология и фонология. Морфология и синтаксис, морфосинтаксис. Морфология и семантика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий презентации групповых докладов по фонетике
  • неблокирующий тесты по лексикологии
    Ответы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС, гугл-формы)
  • неблокирующий домашние работы по фонетике
  • неблокирующий письменный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологии
    Выкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
  • неблокирующий активная работа на семинарах по фонетике
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по лексикологии
  • неблокирующий Работа на семинарах по морфологии
    Элемент контроля включает в себя ответы на семинарских занятиях и выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа по разделу "Морфемика"
  • неблокирующий Экзамен по морфемике и морфологии
    Устный экзамен по билетам. Билет включает в себя 1 теоретический вопрос и 1 практическое задание
  • неблокирующий активность на семинарах по морфемике и морфологии
  • неблокирующий Домашнее задание по морфологии и морфемике
    Выполнение практических заданий по морфемике и морфологии.
  • неблокирующий Контрольная работа по морфемике и словообразованию
    Контрольная работа тестового характера.
  • неблокирующий Экзамен по лексикологии
    Экзамен проводится устно, в билете два задания: теоретический вопрос и практическое задание.
  • неблокирующий Работа на семинарах по синтаксису
    Ответы на семинарских занятиях, выполнение практических заданий
  • неблокирующий Самостоятельные работы по синтаксису
    Письменные аудиторные работы по основным разделам дисциплины
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен по синтаксису
    Экзамен включает в себя устный ответ на теоретический вопрос и письменный разбор предложения
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Ответы на семинарских занятиях
  • неблокирующий Самостоятельные практические работы
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Материалы для самостоятельной проверки знаний
    Материалы по морфемике, морфологии и лексикологии для подготовки к практической части экзамена
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Оценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = письменный экзамен*0,4 + работа на семинарах*0,6
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0,2*Контрольная работа по морфемике+0,4 активность (0,2*Морфемика+0,2*Морфология)+0,4 экзамен
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка по разделу "Лексикология" формируется по следующей формуле: О итоговая =0,2*КР Лексикология+ 0,4 активность на занятиях 2 модуля+0,4*Экзамен (0,2*теоретический вопрос+0,2*практическое задание)
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Оценка по разделу "Синтаксис простого предложения": 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный и письменный экзамен
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    По разделу "Синтаксис сложного предложения" компоненты текущего контроля имеют следующий вес: Текущая активность - 20%, Самостоятельные практические работы - 20%, Устный экзамен - 40%. Таким образом, полное отличное освоение студентом ПУД оценивается оценкой Отлично – 8 (восемь). Оценки 9 и 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: самостоятельно работают с дополнительными источниками и создают на их основе научно-популярную статью.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Киселева М.С. - Лексика и словообразование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 293с. - ISBN: 978-5-9765-0927-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84301
  • Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07708-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-437644
  • Ольховская, А. И. Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии : монография / А. И. Ольховская. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-2181-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74630 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алефиренко, Н. Ф. Фразеология и паремиология : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 344 с. — ISBN 978-5-9765-0839-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Скоморохова, С. В. Лексикология: фразеология современного русского языка : учебное пособие / С. В. Скоморохова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 151 с. — ISBN 978-5-9765-2495-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72695 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Колчина Ольга Николаевна
  • Хоменко Анна Юрьевна
  • Бочкарев Андрей Евгеньевич