Бакалавриат
2021/2022
Теория языка
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Даниэль Михаил Александрович,
Зибер Инна Арнольдовна,
Колчина Ольга Николаевна,
Куликова Валентина Александровна,
Панова Анастасия Борисовна,
Подобряев Александр Владимирович,
Рахман Денис Михайлович,
Сафонова Анастасия Александровна,
Хоменко Анна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
112
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 45.03.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: – фонетическую и фонологическую систему русского языка, – основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке; – основные виды лексического значения; – методы сбора и документации лингвистических данных; уметь: – анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции; – оценивать и использовать информацию из различных источников для решения научных и практических задач в области фонетики и лексикологии; – использовать понятийный аппарат фонетики и лексикологии в смежных областях гуманитарного знания; владеть: – навыками распознавания и анализа фонетических явлений; – методами компьютерного анализа устной речи; – навыками анализа лексического значения.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов основных понятий о языке, его структуре и функциях; ознакомление студентов с основными теориями, концепциями и подходами к изучению языка, а также методами и принципами исследования; развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата лингвистики в сопредельных областях гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения
- знает виды лексического значения
- знает основной круг проблем фонетики и фонологии
- знает происхождение и типологию фразеологических единиц
- знает синтагматические и парадигматические аспекты значения
- знает суперсегментные характеристики звучащей речи
- знает типы чередования гласных и согласных в русском языке
- знает устройство речевого аппарата, принципы классификации гласных и согласных звуков; умеет анализировать звучащую речь
- имеет представление о регулярной и окказиональной многозначности
- имеет представление о системном характере лексики
- имеет представление о фонологии и фонологических школах и направлениях
- различает пассивную и активную лексику, неологизмы, архаизмы и историзмы, просторечие и жаргонизмы
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Природа языка и принципы его описания.
- Основы речепроизводства: физиологическая и акустическая природа звуков.
- Из истории фонологии и фонологических школ и направлений.
- Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке
- Позиционные чередования гласных и согласных в русском языке.
- . Суперсегментные единицы.
- Лексика как система.
- Структура и виды лексического значения.
- Вариантные отношения в лексике.
- Лексические единицы в синтагматике и парадигматике.
- Лексика в социально-функциональном аспекте.
- Фразеология.
- Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
- Морфологическая классификация языков.
- Морфемика как раздел морфологии
- Принципы выделения частей речи.
- Именные части речи.
- Глагол как часть речи
- Глагольные формы
- Глагольные части речи
- Служебные части речи
- Синтаксис как наука
- Словоформа как единица синтаксиса
- Словосочетание как единица синтаксиса
- Предложение как единица синтаксиса
- Модальность
- Порядок слов и актуальное членение предложения
- Простое предложение
- Понятия прагматического синтаксиса
- Простое предложение осложнённой структуры
- Сложное предложение
- Сложное синтаксическое целое
- Актуальные направления синтаксической теории
- Способы передачи чужой речи
- Коммуникативные и прагматические вопросы синтаксиса
- Клитики. Акцентная самостоятельность. Понятие автономности. Энклитики, проклитики, эн-клиномены. Закон Ваккернагеля. Эндоклитики. Линейно-синтагматические свойства слово-форм, морфем и промежуточных единиц. Диахроническая эволюция от словоформы к аффиксу.
- Морфологические модели. Морфология в ряду других лингвистических дисциплин. Прин-ципы морфологического описания. Четыре типа морфологических теорий. Распределённая морфология. Просодическая морфология. Морфология и фонология. Морфология и синтаксис, морфосинтаксис. Морфология и семантика.
Элементы контроля
- презентации групповых докладов по фонетике
- тесты по лексикологииОтветы на вопросы в разделе "Тесты" (ЛМС, гугл-формы)
- домашние работы по фонетике
- письменный экзамен по билетамЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Презентации по тематике семинарских занятий по лексикологииВыкладываются по каждой теме семинарского занятия в разделе "Проекты" (ЛМС)
- активная работа на семинарах по фонетике
- Активность на семинарских занятиях по лексикологии
- Работа на семинарах по морфологииЭлемент контроля включает в себя ответы на семинарских занятиях и выполнение домашних заданий
- Контрольная работаКонтрольная работа по разделу "Морфемика"
- Экзамен по морфемике и морфологииУстный экзамен по билетам. Билет включает в себя 1 теоретический вопрос и 1 практическое задание
- активность на семинарах по морфемике и морфологии
- Домашнее задание по морфологии и морфемикеВыполнение практических заданий по морфемике и морфологии.
- Контрольная работа по морфемике и словообразованиюКонтрольная работа тестового характера.
- Экзамен по лексикологииЭкзамен проводится устно, в билете два задания: теоретический вопрос и практическое задание.
- Работа на семинарах по синтаксисуОтветы на семинарских занятиях, выполнение практических заданий
- Самостоятельные работы по синтаксисуПисьменные аудиторные работы по основным разделам дисциплины
- Устный и письменный экзамен по синтаксисуЭкзамен включает в себя устный ответ на теоретический вопрос и письменный разбор предложения
- Активность на семинарахОтветы на семинарских занятиях
- Самостоятельные практические работы
- Экзамен
- Материалы для самостоятельной проверки знанийМатериалы по морфемике, морфологии и лексикологии для подготовки к практической части экзамена
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульОценка по разделу «Фонетика» формируется по следующей формуле: О фонетика = письменный экзамен*0,4 + работа на семинарах*0,6
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0,2*Контрольная работа по морфемике+0,4 активность (0,2*Морфемика+0,2*Морфология)+0,4 экзамен
- 2022/2023 учебный год 2 модульИтоговая оценка по разделу "Лексикология" формируется по следующей формуле: О итоговая =0,2*КР Лексикология+ 0,4 активность на занятиях 2 модуля+0,4*Экзамен (0,2*теоретический вопрос+0,2*практическое задание)
- 2022/2023 учебный год 4 модульОценка по разделу "Синтаксис простого предложения": 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный и письменный экзамен
- 2023/2024 учебный год 2 модульПо разделу "Синтаксис сложного предложения" компоненты текущего контроля имеют следующий вес: Текущая активность - 20%, Самостоятельные практические работы - 20%, Устный экзамен - 40%. Таким образом, полное отличное освоение студентом ПУД оценивается оценкой Отлично – 8 (восемь). Оценки 9 и 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: самостоятельно работают с дополнительными источниками и создают на их основе научно-популярную статью.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Киселева М.С. - Лексика и словообразование - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 293с. - ISBN: 978-5-9765-0927-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84301
- Лобачева Н. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-07708-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-leksikologiya-frazeologiya-leksikografiya-fonetika-orfoepiya-grafika-orfografiya-437644
- Ольховская, А. И. Полисемия как проблема общей и словарной лексикологии : монография / А. И. Ольховская. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-2181-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74630 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Самотик Л.Г. - Лексика современного русского языка: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1393-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100085
Рекомендуемая дополнительная литература
- Алефиренко, Н. Ф. Фразеология и паремиология : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 344 с. — ISBN 978-5-9765-0839-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Грищенко, А. И. Фонетика современного русского литературного языка : учебное пособие / А. И. Грищенко, М. Т. Попова. — Москва : МПГУ, 2018. — 136 с. - ISBN 978-5-4263-0689-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020583
- Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
- Скоморохова, С. В. Лексикология: фразеология современного русского языка : учебное пособие / С. В. Скоморохова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 151 с. — ISBN 978-5-9765-2495-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72695 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.