Бакалавриат
2022/2023
Маркетинг
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление цепями поставок и бизнес-аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на получение студентами не только теоретических знаний, но и практических навыков в области маркетинга. В рамках курса студенты ознакомятся со многими базовыми понятиями классического и современного маркетинга: маркетинговая стратегия и СТП (сегментирование, таргетирование, позиционирование), поведение потребителей, маркетинговые исследования, маркетинговое планирование, брендинг, маркетинговые метрики. Все темы рассматриваются как с теоретической точки зрения, так и отрабатываются на практике посредством решения кейсов от компаний, гостевых лекций представителей ведущих компаний, мастер-классов, а также реализации собственных проектов. Достижение практической ориентации курса обеспечивается через вовлечение в разработку и реализацию курса специалистов из ведущих российских и международных компаний.
Цель освоения дисциплины
- Цель - сформировать у студентов понимание основ маркетинга, познакомить студентов с применением основных маркетинговых инструментов на практике. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Сформировать у студентов концептуальное понимание термина "маркетинг"; 2. Сформировать у студентов понимание основных маркетинговых концепций и их применение на практике; 3. Обучить студентов применять навыки, полученные в результате обучения на практике (написание маркетингового плана, который включает в себя все темы, изученные в курсе); 4. Сформировать необходимые профессиональные компетенции, которые позволят планировать, реализовывать и оценивать эффективность различных маркетинговых стратегий/планов, а также оценивать их долгосрочное влияние на дальнейшее развитие бизнеса компании.
Планируемые результаты обучения
- Владеть навыками построения моделей SWOT-анализа и PEST-анализа
- Владеть навыками презентации маркетингового плана
- Владеть принципами формирования цели по SMART
- Знать ATL-каналы коммуникации, BTL-каналы коммуникации, TTL-каналы коммуникации.
- Знать ключевые аспекты внешней среды, необходимые для анализа при маркетинговом планировании
- Знать компоненты рыночной ориентации компании
- Знать концепцию жизненного цикла товара и цели маркетинга на разных этапах ЖЦТ
- Знать логику модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование)
- Знать логику модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование)
- Знать место продуктовой стратегии в рамках модели маркетинг-микс
- Знать метрики управления комплексом маркетинга
- Знать основные классификации маркетинговых исследований
- Знать основные концепции маркетинговых метрик
- Знать ATL-каналы коммуникации, BTL-каналы коммуникации, TTL-каналы коммуникации
- Знать определение маркетинговых исследований
- Знать определение маркетинговых метрик
- Знать определение понятия "бренд"
- Знать определение понятия "поведения потребителей"
- Знать определения базовых понятий: сегментация, сегмент, позиционирование
- Знать и уметь применять основные методы анализа каналов дистрибуции.
- Знать и уметь применять основные подходы к анализу внешнего окружения компании: модель PESTEL, модель Пяти сил конкуренции Портера, матрица BCG, стратегические карты конкуренции.
- Знать основные варианты дизайна канала дистрибуции.
- Знать основные виды количественных и качественных маркетинговых исследований, их достоинства и недостатки, а также ситуации применения.
- Знать основные инструменты маркетинга, их достоинства и недостатки, особенности использования.
- Знать основные каналы коммуникации, их особенности и недостатки, особенности использования.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в маркетинг
- Маркетинговая стратегия и СТП
- Маркетинговые исследования
- Анализ рынка и конкуренции
- Поведение потребителей
- Продуктовая стратегия
- Ценообразование
- Каналы дистрибуции
- Маркетинговые коммуникации
Элементы контроля
- Групповой проект
- Экзаменационный тестТип контроля: индивидуальный Максимальное количество баллов: 100 Вес элемента в общей оценке по курсу: 40% Период проведения: 2 модуль, период сессии; продолжительность: 90 минут Платформа: StartExam с асинхронным прокторингом. Формат: письменный тест. Типы заданий: верно/не верно (15 вопросов, 1 балл за каждый правильный ответ), единственный выбор (15 вопросов, 1 балл за каждый правильный ответ), сортировка (2 задания, 2 балла за каждый правильный ответ), соотнесение (2 задания, 3 балла за каждый правильный ответ), множественный выбор (10 вопросов, 3 балла за каждый правильный ответ), эссе (2 вопроса в формате кейса, максимум 15 баллом за каждое задание). Подготовка: материалы лекций по курсу, материалы по курсу Является блокирующим элементом контроля по курсу, минимальное количество баллов по элементу составляет 35.
- Тренировочные тестыТип контроля: индивидуальный Максимальное количество баллов: 100 (максимум 10 баллов за тест, всего 10 тестов) Вес элемента в общей оценке по курсу: 5% Платформа: Google Forms Формат: верно/не верно, единственный выбор, множественный выбор, открытые вопросы (эссе) Подготовка: материалы лекций
- Работа с рекомендованной литературой по курсуТип контроля: индивидуальный Максимальное количество баллов: 100 Вес элемента в общей оценке по курсу: 5% Платформа: Perusall Формат: чтение, комментарии, обсуждение (ответы на комментарии других участников), ответы на вопросы по материалам курса. Подготовка: материалы по курсу
- Дополнительные заданияТип контроля: индивидуальный Максимальное количество баллов: 10 Вес элемента в общей оценке по курсу: дополнительные баллы Формат: примеры активностей, которые будут поощряться дополнительными баллами – участие в обсуждениях во время лекций, выполнение дополнительных заданий, участие в решение кейсов во время гостевых лекций, участие в обсуждениях в канале по курсу и проч. Подготовка: лекции, материалы по курсу.
- Работа на семинарских занятияхТип контроля: индивидуальный Максимальное количество баллов: 100 Вес элемента в общей оценке по курсу: 20% Формат: посещение, активность (участие в обсуждениях, комментарии, вопросы, выполнение заданий и проч.) Подготовка: семинарские занятия по курсу
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.4 * Экзаменационный тест + 0.1 * Тренировочные тесты + 0 * Дополнительные задания + 0.2 * Работа с рекомендованной литературой по курсу + 0.2 * Групповой проект + 0.1 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kotler, P. T., & Armstrong, G. (2017). Principles of Marketing, Global Edition (Vol. 17th). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1594475
- Маркетинг : учебник для бакалавров, Липсиц, И. В., 2012
- Маркетинг от потребителя, Бест, Р., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Keller, K. L. (2016). Unlocking the Power of Integrated Marketing Communications: How Integrated Is Your IMC Program? Journal of Advertising, 45(3), 286–301. https://doi.org/10.1080/00913367.2016.1204967
- Malhotra, N. K. (2015). Essentials of Marketing Research, Global Edition (Vol. Global edition). Boston: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419046
- Solomon, M. R. (2017). Consumer Behavior: Buying, Having, and Being, Global Edition. [Place of publication not identified]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490347
- Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8566-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451095 (дата обращения: 28.08.2023).
- Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8568-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452339 (дата обращения: 28.08.2023).