Бакалавриат
2022/2023





Социология массовых коммуникаций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Стратегия и продюсирование в коммуникациях)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Макарова Ксения Павловна,
Сельченок Анастасия Константиновна,
Сельчёнок Анастасия Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиасреды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения
- Владеет знаниями о развитии социологии как науки; понимает дисциплинарные границы между социологией и смежными дисциплинами; различает специфику социальных и социологических проблем; демонстрирует навыки корректного применения термина «социологическое воображение» при анализе современных социокультурных процессов.
- Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания.
- Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе культурных оснований общественной жизни (ценность, формальные и неформальные нормы, символ, знак, культурный код, обычай, традиция, девиация, аномия, стигма и др.).
- Владеет знаниями о природе феномена социального института. Имеет представления о специфике институционализации медиа в различные исторические периоды.
- Способен анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти.
- Демонстрирует навыки корректного применения ключевых понятий курса: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), пропаганда, масс-медиа, мультимедиа, информационное общество, медиация, медиатизация и др.
- Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами.
- Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов, к примеру: Р.Мертона, П.Лазерсфельда, М.Маклюэна, П.Бурье, И.Гофмана, Ж.Бодрийяра, М. Хоркхаймера, Т. В. Адорно (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, стигма, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, "горячие" и "холодные" медиа, культуриндустрия и др.)
- Может ориентироваться в разнообразии информационных источников, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса и использовать их для создания научно-популярных медиаресурсов.
- Умеет самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Содержание учебной дисциплины
- Лекция. Тема 1 Социология как наука
- Лекция. Тема 2 Социология массовых коммуникаций в мультимедийном универсуме
- Лекция. Тема 3 Средства массовой коммуникации в историко-социологической перспективе: проблема медиации
- Лекция. Тема 4 Массовые коммуникации и общество: обзор базовых теоретических подходов
- Лекция. Тема 5 Массовая коммуникация как социальный институт
Элементы контроля
- Работа на семинарахРабота на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитическая работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
- Мультимедийный проектРабота над мультимедийным проектом или «лонгридом» предполагает создание научно-популярного текста по заданной теме с использованием доступных аудиовизуальных материалов и различных дополнительных элементов (инфографика, таймлайн, интерактивная карта, опрос, тест и др.). Проект создается с использованием бесплатных онлайн-сервисов, публикуется в сети Интернет и доступен по активной ссылке. Подробные методологические рекомендации высылаются студентам в начале курса и разбираются на одном из занятий.
- Тест_1,2
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.4 * Мультимедийный проект + 0.4 * Тест_1,2 + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Федотова, Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 603 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510820 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Handbook of Media and Mass Communication Theory, edited by Robert S. Fortner, and P. Mark Fackler, John Wiley & Sons, Incorporated, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1650862.