Бакалавриат
2022/2023
Деонтология журналистской деятельности
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Проблемы, связанные с этическим нормированием профессиональной журналистской деятельности, относятся к числу наиболее активно исследуемых в западном мире, но при этом не до конца осмысленных в отечественной науке и практике. Сегодня, когда расставляемые в профессиональной деятельности акценты все больше зависят от индивидуального морального выбора каждого профессионала, когда многократно повышается ответственность журналиста за сказанное им слово, курс, осмысляющий вопросы журналистской деонтологии, аксиологические проблемы журналистики и проблемы этического регулирования как СМИ, так и не-журналистскмих медиа, становится одним их самых актуальных курсов в ряду предметов, изучаемых студентами департамента медиа НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных традиций этического регулирования СМИ, сформировавшихся в западной и отечественной практике, а также закономерностей, принципов, функций и норм профессиональной деятельности современного журналиста с точки зрения ее деонтологии.
- Осмысление нравственного сознания журналиста как морально-этического регулятора его профессиональной деятельности.
- Изучение существующих форм, механизмов и методов этического регулирования СМИ; знакомство с основными кодексами журналистской чести, созданными в западной и отечественной практике.
- Анализ спектра ведущих деонтологических дилемм и проблем, связанных с профессиональной журналистской деятельностью.
- Оценка профессиональных рисков и динамических изменений, привнесенных в профессию в связи с развитием новых условий ее существования в рамках новых медиа.
- Определение основных направлений этического регулирования не-журналистских медиа и «болевые точки» медиаэтоса.
Планируемые результаты обучения
- Визуализирует профессионально-этическую проблематику.
- Владеет методами анализа профессионального медиадискурса.
- Знаком с основными сферами профессионально-этической коммуникации журналиста.
- Изучает тексты документов, типы органов самоуправления, историю становления профессионально-этической мысли в журналистике.
- Использует основные определения, концепции и руководствуется правилами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
- Называет основные определения, концепции, подходы в рамках курса.
- Называет основные определения, концепции, подходы, знаком со сферами, проблемами и «болевыми точками» цифровизации журналистской деятельности.
- Разбирается в дискуссионных точках современной медиатеории.
- Руководствуется правилами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
- Создает мультимедийный продукт на заданную тему.
Содержание учебной дисциплины
- Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
- Этика медиа: что происходит с журналистикой?
- Кодексы журналистской этики: история и современность
- Этика не-журналистских цифровых медиа
- Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
- Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
- Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.4 * Итоговый зачетный проект + 0.3 * Тест по теоретической части курса + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / И. М. Дзялошинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9204-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470028 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Carrie James. (2014). Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap. The MIT Press.
- Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
- Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
- Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
- Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.
- Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Лазутина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07482-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445030 (дата обращения: 28.08.2023).