• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

История фотографии: проблемы и вопросы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен разнообразию подходов в изучении истории фотографии: сопоставлены основные периоды развития медиума и проблематика, интересующая исследователей фотографии. Студенты смогут освоить основные подходы и методы изучения фотографии в их историческом развитии. Хронологические рамки - от 1840-х годов до начала 21 века, географически преобладают Западная Европа и США, тексты для освоения в основном на русском языке с небольшими добавлениями англоязычных материалов. Лекционная часть в основном посвящена истории фотографии, семинарская - чтению и обсуждению текстов и анализу фотоснимков разных жанров. Количественное преобладание семинаров над лекциями поможет ориентироваться не только в основных периодах и жанрах фотографии 19-20 вв., но и в базовых текстах критиков и ученых, от Шарля Бодлера до Льва Мановича.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «История фотографии: проблемы и вопросы» является формирование представления об основных тенденциях фотографии 1840-1970 гг. и проблемах, связанных с ее изучением. Сопоставлены основные периоды развития медиума и проблематика, интересующая исследователей фотографии. Студенты смогут освоить основные подходы и методы изучения фотографии в их историческом развитии. Хронологические рамки - от 1840-х годов до начала 21 века, географически преобладают Западная Европа и США, тексты для освоения в основном на русском языке с небольшими добавлениями англоязычных материалов. Лекционная часть в основном посвящена истории фотографии, семинарская - чтению и обсуждению текстов и анализу фотоснимков разных жанров. Количественное преобладание семинаров над лекциями поможет ориентироваться не только в основных периодах и жанрах фотографии 19-20 вв, но и в базовых текстах критиков и ученых, от Шарля Бодлера до Льва Мановича. Курс предполагает, что после него студенты смогут использовать полученные знания при анализе фотопроизведений, обращаясь к разной методологии исследований, а также лучше понимать искусство 20 века категории «photo-based art». Поскольку фотография является одним из основных медиумов современного искусства, эти знания могут быть в дальнейшем использованы в практической музейной и галерейной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выявить важнейшие тенденции в исследовании социального и экономического контекста для фотографии; рассмотреть основные идеи ученых, касающиеся ролей и функций фотографии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы восприятия и изучения фотографии 19 века. Введение: фотография как способ изображения и методы её исследования
  • Проблемы восприятия и изучения фотографии 19 века. Ранняя фотография перед лицом критики: 1840-1910-е годы
  • Модернистская оптика и ее критическое переосмысление. Модернистская оптика 1920-1960-х годов
  • Модернистская оптика и ее критическое переосмысление. Документальность фотографии как конструкт
  • Междисциплинарные методы изучения фотографии. Фотография после модернизма: основные проблемы изучения
  • Границы фотографии и возможностей ее изучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Индивидуальный проект
    Устное выступление в форматах научного доклада, виртуальной выставки, подкаста, видеоблога или фотозина, продолжительностью около 15 минут с презентацией, по темам, предложенным преподавателем или предложенным и согласованным студентами.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • блокирующий Итоговое эссе
    Эссе должно быть объемом от 9 тыс.знаков на тему, предложенную преподавателем или студентом (по согласованию с преподавателем)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Индивидуальный проект + 0.25 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 36 эссе о фотографах, Васильева, Е. В., 2022
  • A world history of photography, Rosenblum, N., 2019
  • After photography, Ritchin, F., 2009
  • American photography : a critical history 1945 to the present, Green, J., 1984
  • Ansel Adams : 400 photographs, Adams, A., 2007
  • Camera lucida : комментарий к фотографии, Барт, Р., 2016
  • Classic essays on photography, , 1980
  • Collier, J., & Collier, M. (1986). Visual Anthropology : Photography As a Research Method (Vol. Rev. and expanded ed). Albuquerque, N.M.: University of New Mexico Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=22737
  • Peres, M. R. (2007). The Focal Encyclopedia of Photography (Vol. 4th ed). Amsterdam: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=196202
  • Photographs, museums, collections : between art and information, , 2015
  • Photography : a critical introduction, , 2009
  • Photography theory in historical perspective : case studies from contemporary art, Gelder van, H., 2011
  • Photography theory, , 2007
  • Photography: a cultural history, Marien, M. W., 2002
  • The Abrams encyclopedia of photography, , 2004
  • The engine of visualization : thinking through photography, Maynard, P., 1997
  • War and photography : a cultural history, Brothers, C., 2011
  • Бодлер, Беньямин, В., 2015
  • Гендерная теория и искусство : антология: 1970-2000, , 2005
  • Зеркало с памятью : феномен фотографии: культурно-исторический анализ, Нуркова, В. В., 2006
  • Искусство и визуальное восприятие : пер. с англ., Арнхейм, Р., 2007
  • Краткая история фотографии, Беньямин, В., 2013
  • Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов, Бем С.Л., Викторова Д., 2004
  • Нуркова, В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии [Электронный ресурс] : Культурно-исторический анализ. - Москва : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. - 287 с. - ISBN 5-7281-0765-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/457336
  • О фотографии, Сонтаг, С., 2013
  • Об искусстве, Бодлер, Ш., 1986
  • Симулякры и симуляции, Бодрийяр, Ж., 2018
  • Скрытая перспектива, Капа, Р., 2011
  • Сычёк Н. А. - Семейная фотография - 978-5-9775-0853-7 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - 2015 - 356841 - https://ibooks.ru/bookshelf/356841/reading - iBOOKS
  • Учение о подобии : медиаэстетические произведения, Беньямин, В., 2012
  • Язык новых медиа, Манович, Л., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нуркова, В. В.  Психология фотографии. Культурно-исторический анализ : монография / В. В. Нуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 473 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12307-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476793 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Якимович Елена Александровна