Аспирантура
2022/2023
Актуальные проблемы развития систем образования
Статус:
Курс по выбору
Направление:
00.00.00. Аспирантура
Кто читает:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Дудырев Федор Феликсович,
Коршунов Илья Алексеевич,
Косарецкий Сергей Геннадьевич,
Нисская Анастасия Константиновна,
Платонова Дарья Павловна,
Терентьев Евгений Андреевич
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на формирование у обучающихся представлений об историческом развитии и современном состоянии развития российской системы образования в глобальном контексте. Тематически курс структурирован вокруг разных уровней системы образования: дошкольного образования, школьного образования, среднего профессионального образования, высшего и постдипломного образования (аспирантура), образования взрослых. В рамках каждого из уровней обсуждаются нормативные рамки функционирования в исторической ретроспективе, особенности и общие черты российской и зарубежных моделей, наиболее актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Отдельно обсуждаются ключевые источники данных по уровням системы образования в России и за рубежом. Рассматриваются особенности проведения и ключевые результаты международных сопоставительных исследований. По результатам прохождения курса аспиранты готовят рецензию на расширенный план-проект одного из своих коллег с обсуждением актуальности темы исследования, анализом релевантности планируемых для использования источников данных, анализом возможностей практического использования результатов для реформирования системы образования. Курс имеет принципиально междисциплинарную направленность, обсуждаются возможности применения теоретического и методологического потенциала разных научных областей – экономики, психологии, социологии и др. – для изучения и решения практических и теоретических проблем развития систем образования.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений об истории, современном состоянии и тенденциях развития системы образования в России
- Знакомство с ключевыми российскими и международными исследованиями систем образования и отдельных их уровней
- Формирование представлений о наиболее актуальных направлениях исследований систем образования и отдельных их уровней
Планируемые результаты обучения
- Выделяет особенности исторического развития российской системы образования на разных уровнях
- Выявляет тренды развития исследований систем образования на разных уровнях
- Называет национальные и международные сопоставительные исследования систем образования на разных уровнях
- Определяет особенности российской системы образования в сравнении с международным контекстом
Содержание учебной дисциплины
- История развития российской системы образования и ее текущее состояние
- Дошкольное образование
- Современная российская школа и дополнительное образование детей
- Среднее профессиональное образование в России
- Система высшего образования
- Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
- Образование взрослых
Элементы контроля
- АктивностьАктивность на занятиях
- Итоговая работаподготовка рецензии на расширенный план-проспект диссертационного исследования другого аспиранта, участвующего в прохождении учебной дисциплины
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cyranoski, D., Gilbert, N., Ledford, H., Nayar, A., & Yahia, M. (2011). Education: The PhD factory. Nature, 472(7343), 276–279. https://doi.org/10.1038/472276a
- E. A. Terentiev, S. K. Bekova, & N. G. Maloshonok. (n.d.). The Crisis Of Postgraduate Studies In Russia: What Bears Problems And How To Overcome Them. University Management: Practice and Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.adf.journl.yid195
- Klyachko, T. (Клячко, Т., Avraamova, E. (Авраамова, Е., Loginov, D. (Логинов, Д., Polushkina, E. (Полушкина, Е., Semionova, E. (Семенова, Е., & Tokareva, G. (Токарева, Г. (2019). Monitoring of efficiency of school education. Pre-school education: accessibility and quality[Мониторинг Эффективности Школы. Дошкольное Образование: Доступность И Качество]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.031913
- Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development ; Современная российская аспирантура: актуальные направления развития. (2019). https://doi.org/10.20339/AM.10-17.004
- Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
- Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Травкин П. В. (2019). Трудоустройство Выпускников Системы Среднего Профессионального Образования: Все Еще Омут Или Уже Брод. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 109. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2019i1p109.136
- Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Шабалин А. И. (2018). Дуальное Обучение В Российских Регионах: Модели, Лучшие Практики, Возможности Распространения. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 117. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p117.138
- Коршунов И. А., & Гапонова О. С. (2017). Непрерывное Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития И Качества Государственного Управления. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 36. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2017i4p36.59
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
- Красильникова М. Д., & Бондаренко Н. В. (2009). Профессиональная Подготовка Персонала: Кадровые Стратегии Работодателей. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 218. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2009i4p218.234
- Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
- Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82FEC865
- Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
- Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., & Чиркина Т. А. (2018). Поверх Барьеров: Исследуем Резильентные Школы. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 198. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p198.227
- Подросток : нормы, риски, девиации, Собкин, В. С., 2005
- Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., & Шакарова М. А. (2013). Что Могут Рассказать О Современных Детях Их Чтение И Игры. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 283. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2013i4p283.299
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bao, Y., Kehm, B. M., & Ma, Y. (2018). From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China. Studies in Higher Education, 43(3), 524–541. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1182481
- Barbara M. Kehm. (n.d.). Doctoral education in Europe and North America: a comparative. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9BBFF65
- Evans, B. K., Nerad, M., Boston College, & Center for Innovation and Research in Graduate Education. (2014). Globalization and Its Impacts on the Quality of PhD Education. Rotterdam, the Netherlands: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799492
- Globalisation and Higher Education. (2007). OED/CERI. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.2f4cb770.a349.4e38.a10a.846a4d1f9853
- Jeroen Huisman, Anna Smolentseva, & Isak Froumin. (2018). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8736F319
- JOHNES, G. (1992). Performance Indicators in Higher Education: A Survey of Recent Work. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4C98638
- Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD4175ED
- Terentevnatalia Maloshonok, & Evgeniy Terentev. (n.d.). Towards the New Model of Doctoral Education: The Experience of Enhancing Doctoral Programs in Russian Universities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftowards-the-new-model-of-doctoral-education-the-experience-of-enhancing-doctoral-programs-in-russian-universities
- Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., & Пинская М. А. (2018). Креативность Для Каждого: Внедрение Развития Навыков Xxi Века В Практику Российских Школ. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 282. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i4p282.304
- Бондаренко Н. В., & Красильникова М. Д. (2005). Удовлетворенность Работодателей Качеством Образования. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 264. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2005i1p264.275
- Дудырев Фёдор Феликсович, & Романова Ольга Анатольевна. (n.d.). Вклад Системы Спо В Развитие Человеческого Капитала: Опыт Стран Европейского Союза. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvklad-sistemy-spo-v-razvitie-chelovecheskogo-kapitala-opyt-stran-evropeyskogo-soyuza
- Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., & Дудырев Ф. Ф. (2018). Различия В Общем Образовании В Колледжах И Старших Классах Школ: Характеристики Педагогов И Практики Преподавания. На Примере Математики. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 228. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p228.253
- Коршунов, И. А., Гапонова, О. С., & Гапонова, Н. С. (2019). Обучение И Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития Регионов. Economy of Region / Ekonomika Regiona, 15(1), 107–120. https://doi.org/10.17059/2019-1-9
- Муршед, М. M., Чийоке, Ч., & Барбер, М. (2013). How the worlds most improved school systems keep getting better ; Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31BF5657