Бакалавриат
2022/2023
Карнавальная культура
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Актуальность данной дисциплины определяется тем, что одной из самых очевидных особенностей современного мира можно считать появление разнообразных зрелищных мероприятий, ставших предметом освещения глобальными коммуникациями: всевозможные спортивные соревнования, королевские свадьбы, спасательные акции, конкурсы красоты и т.д., и т.п. Аудитория подобных зрелищ насчитывает миллиарды заинтересованных зрителей, которые самым активным образом вовлекаются в сопереживание того, что им показывают на экране, или тратят немалые деньги и время, чтобы стать непосредственным зрителем и даже участником таких мероприятий. Еще одна особенность эпохи заключается в том, что всевозможные игры заполонили социальное и медийное пространство. Применение игры и ее элементов в неигровых контекстах: в интересах бизнеса, для решения каких-либо личных или социальных проблем – приобрело название «геймификация». Индустрия видеоигр в целом демонстрирует феноменальный рост.
В связи с играми стоит упомянуть об изобретении человечества, в котором объединяются и зрелищность, и игра, – это карнавал. Во всем мире активно развиваются разнообразные карнавалы, вовлекающие в свой водоворот сотни тысяч людей. Более того, карнавально-маскарадные мотивы отчетливо наблюдаются там, где их раньше не было: в поведении болельщиков, организации политических акций, проведении манифестаций и шествий и др. Трансляция карнавалов, шествий представителей ЛБГТ-сообществ, парадов зомби и прочих массовых игр занимает обязательное место в сетке телевизионного вещания, в программах радиостанций, в новых медиа.
Цель освоения дисциплины
- Изучить теоретические, типологические модели карнавала и маскарада как элементов культуры.
- Познакомиться с особенностями карнавальных практик, используемых людьми, живущими в различные эпохи, с акцентом на особенностях современной карнавально-маскарадной культуры.
- Получить представление о глобальных изменениях, происходящих в современном обществе, повлекших за собой процессы геймификации как новой фазы развития игр в целом и карнавализации всех сфер жизни, в частности.
- Осмыслить процесс виртуализации карнавально-маскарадных практик как реакции на продвижение человечества по пути информационно-технологического развития и возможность в этой связи рассмотрения виртуального карнавала как будущего человечества.
- Уяснить понимание культуры в целом и праздничной, игровой и смеховой культуры как метасистемы, в которую вписаны карнавальные практики.
- Ознакомиться с существующими типологическими моделями игр и классификацией игр по разным критериям.
Планируемые результаты обучения
- Понимает смысл карнавала и маскарада, их основные признаки и типологические характеристики
- Различает особенности карнавальных культур Древнего мира, Средневековья и Нового времени
- Знает карнавальные традиции и этапы становления карнавально-маскарадной культуры в России
- Разбирается во всем разнообразии зрелищных мероприятий, ставших предметом освещения глобальных коммуникаций
- Понимает происходящие процессы глобализации и медиатизации игр и карнавалов и их причины
- Имеет представление о геймификации и возможностях использования игр для привлечения аудитории, решения бизнес-задач и социальных проблем
- Знает и понимает особенности виртуальных карнавальных практик, определяет их на практических примерах
- Знает место праздничной культуры в системе культуры
- Понимает суть и особенности игровой культуры
- Имеет представление о психологической природе игры, ее классификационных признаках и типологических моделях
- Знает основные теории смеховой культуры, в том числе коммуникативную теорию смеха
- Определяет на конкретных примерах основные функции смеховой коммуникации
- Ориентируется в национальной специфике смеховых ситуаций
- Умеет в реальном игровом пространстве различать виды смеха как послания
Содержание учебной дисциплины
- Карнавал: теоретические и типологические модели.
- Карнавальные практики в Древнем мире, в Средневековье и в Новое время.
- Карнавальные традиции в России.
- Карнавалы: день сегодняшний.
- Виртуальный карнавал как будущее человечества?
- Культура как метасистема карнавала.
- Праздничная и игровая культура в системе культуры.
- Игровая культура: сущность и особенности
- Типологические модели игр.
- Смеховая культура: основные теории.
- Коммуникативная теория смеха.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.5 * Письменный экзамен + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Активность