Бакалавриат
2022/2023
Научно-исследовательский семинар "Введение в историческую науку"
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящий курс нацелен на то, чтобы сформировать у студентов первичные навыки академической работы и научной деятельности, научить их самостоя-тельно ставить исследовательские задачи, искать научную литературу, а также выявлять источники информации, необходимых для написания курсовых работ. В рамках курса студенты получат первичные навыки проблемного и контекстного анализа источников со специальной литературой; научаться работать со специальной литературой и создавать тексты в соответствии с нормами академического письма.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студента представление об основных путях и концепциях исторического познания отечественной и всемирной истории
- Познакомить студентов принципами построения и написания научных работ (эссе, рецензии, курсовой работы, научной статьи и т.п.)
Планируемые результаты обучения
- Студент имеет представление о понятиях "история", "исторический факт", "исторический источник", "историография", "историописание" и "источниковедение"
- Студент понимает и может реализовать в своих письменных работах основные принципы составления научного текста различных жанров (эссе, рецензии, научного доклада, курсовой работы, статьи и т.п.)
- Студент получает навык публичного выступления и презентации результатов своей научной работы перед группой слушателей
- Студент формирует у себя умение оппонировать и отвечать на критику рецензента, оппонентов, вопросы "из зала"
- Студент учится работать с презентацией на экране, раздаточным материалом, тезаурусом для визуализации собственных исследовательских наработок и выводов
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Теория исторического исследования
- Раздел. 2. Курсовые работы. Представление результатов и оппонирование.
Элементы контроля
- РецензияСтудент представляет рецензию на предложенную статью или монографию.. В письменной работе объемом от 3 до 6 тысяч знаков студент должен изложить концепцию автора книги или статьи, цель этой работы, выделить методы, которыми оперирует автор; дать оценку, в какой степени была достигнута поставленная цель, а что осталось «за кадром». Оценка за рецензию снижается за ошибки в оформлении справочно-библиографического аппарата (5 ошибок минус 1 балл). Справочно-библиографический аппарат должен быть оформлен в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов в области информации, библиотечного и издательского дела, в т.ч. ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (применяется к ссылкам, независимо от их типа).
- Активность на семинарахВ устных выступлениях и письменных работах на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов семинарских занятий, историографической традиции.
- Презентация курсовой работыПроводится в устной форме. Студент структурирует и представляет результаты своих исследований по теме курсовой работы. В докладе/презентации должны быть представлены и аналитически охарактеризованы: 1) историография изучения вопроса (2 балла); 2) актуальность исследования (2 балла); 3) объект, предмет, цели и задачи исследования (2 балла); 4) структура работы с изложением конкретного содержания каждого раздела (2 балла); 5) выводы и научная значимость и новизна исследования (2 балла). Для каждого докладчика назначаются по два дискутанта, которые должны заранее тщательно ознакомиться с текстом введения и вынести свое суждение.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Презентация курсовой работы + 0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Рецензия
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Апология истории или ремесло историка, Блок, М., 1986
- Аргументация : десять уроков для начинающих авторов, Уэстон, Э., 2005
- Историческая текстология : учебное пособие, Данилевский, И. Н., 2018
- Источниковедение : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 2015
- Как думают историки, Копосов, Н. Е., 2001
- Стремление к истине : как овладеть мастерством историка, Тош, Д., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
- Забвение истории - одержимость историей, Ассман, А., 2019
- Исторический синтез и Школа "Анналов", Гуревич, А. Я., 2014
- История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера, , 1978
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2013
- Социальные рамки памяти, Хальбвакс, М., 2007