• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Основные проблемы античной историографии"

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины научно-исследовательский семинар «Основные проблемы историографии римской Республики» базируется на следующих дисциплинах: - Введение в антиковедение и античное источниковедение; - История и география Древнего мира (Восток и античность) - Основы академического письма; Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знания-ми и компетенциями: - знать и иметь опыт создания самостоятельного исследования (курсовой работы), не имеющего междисциплинарного характера; - владеть методиками первичного анализа литературного текста; - владеть способами поиска научной информации; - обладать навыками исследовательской работы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра. - Подготовка курсовой работы бакалавра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению истории Древней Греции архаического и классического периодов
  • овладение студентами основными понятиями и методами исторической науки
  • овладение студентами основными понятиями и методами исторической науки, усвоение специальных приемов толкования античных текстов
  • знать различные подходы в отечественной и зарубежной историографии к изучению проблем социально-экономического и политического развития Древней Греции архаического и классического периодов
  • усвоение специальных приемов толкования античных текстов
  • формирование у студентов представления о своеобразии античной цивилизации и чело-века античной эпохи
  • владение основной методологией исторического исследования (то есть уметь использовать дискурсивный, компаративный, сравнительно-исторический, контекстуальный, лингвистический, лексический анализ, контент-анализ данных источника, методы исторической реконструкции, классической политической истории, интеллектуального моделирования и ряд других); методикой написания научных работ.
  • уметь работать с документами античной эпохи на русском и иностранных языках,верифицировать данные исторических источников
  • формирование у студентов представления о своеобразии античной цивилизации и человека античной эпохи
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару;
  • владеть методами теоретического исследования в области византийской филологии.
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования;
  • уметь пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования;
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
  • владеть навыками работы с научной исторической, историко-правовой и политологической литературой проблемы, использования исторических фактов, терминологии исторической и историко-правовой науки, теоретических моделей современной историографии для подготовки и обоснования решений в профессиональной сфере
  • знать методы филологического исследования исторических сочинений;
  • знать основные имена византийских историков и произведения исторического жанра IV-XV вв. (в объеме, соответствующем главной теме курса);
  • знать основные события, связанные с историей древнего Рима, ключевые кон-цепции и важнейшие источники по истории власти и государства в Античности
  • знать понятия и категории на примере византийского средневековья;
  • иметь представление о начальных этапах становления римской Республики.
  • Иметь представление об основных характеристиках, ключевых персоналиях и событиях истории Древней Греции в архаический период.
  • уметь отобрать исторические источники по истории власти и государства в Античности, оценить степень репрезентативности содержащейся в них информации, извлекать и систематизировать ее, а также анализировать актуальные проблемы истории древнего Рима
  • уметь применять методологию историко-культурного анализа при работе с византийскими историческими сочинениями (на материале их имеющихся переводов на русский или английский язык);
  • уметь применять методологию, разработанную в рамках византийской исторической прозы при анализе любых византийских художественных текстов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 4 курс. Тема 1. Историография истории Древнего Рима. Труды зарубежных учебных.
  • 5 курс. Тема 1. Кризис и падение римской Республики: начальный этап.
  • 2 курс. Тема 1. Древняя Греция в архаический период.
  • Тема 1. Ранневизантийская историография
  • 4 курс. Тема 2. Историография древнего Рима. Научные труды отечественных ученых
  • 5 курс. Тема 2. Кризис и падение римской Республики: окончательный этап.
  • Тема 2. Средневизантийская историография.
  • 4 курс. Тема 3. Римская Республика: становление.
  • 5 курс. Тема 3. . Римско-италийская культура в царский период.
  • 2 курс. Тема 2. Проблемы социально-экономического развития Греции в архаический период.
  • Тема 3. Поздневизантийская историография.
  • 4 курс. Тема 4. Римская республика: расцвет.
  • 5 курс. Тема 4. Римско-италийская культура в республиканский период.
  • 2 курс. Тема 3. Социально-экономическое развитие Древней Греции в классический период. Афины и Аттика.
  • Тема 4. Доклады студентов по теме курсовой работы.
  • 5 курс. Тема 5. Доклады студентов по теме курсовой работы и ВКР.
  • 2 курс. Тема 4. Социально-экономическое развитие Греции в классический период. Другие полисы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинар
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * семинар + 0.5 * экзамен
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.5 * экзамен + 0.25 * семинар
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • S.V. Ushakov. (2015). Ранневизантийский Херсонес, Понт и Восточное Средиземноморье (по материалам краснолаковой керамики) / Early Byzantine Chersoneses, Pontus and Eastern Mediterranean (on the materials Red nail ceramics). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7FA655BD
  • The mid-byzantine traditions of church architecture on the southern, eastern, and northern Black sea shores ; Средневизантийские традиции церковного зодчества на южном, восточном и северном берегах Черного моря. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FD8B5F00
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Максимович, К. (2010). The Cambridge History of the Byzantine Empire (C. 500-1492) / J. Shepard, Ed. Cambridge University Press, 2008. 1207 P. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.35320A72
  • Никишин, В. О.  История Древнего мира. Древний Рим : учебное пособие для академического бакалавриата / В. О. Никишин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-00262-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434594 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сергеев, В. С.  История древнего Рима / В. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09697-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428383 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сергеев, В. С.  История Древней Греции : учебник для вузов / В. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 391 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07906-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438227 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SPQR. История Древнего Рима: Научно-популярное / Бирд М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 696 с.: ISBN 978-5-91671-639-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003549
  • Treadgold, W. T. (2013). The Middle Byzantine Historians. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=998872
  • Девлетов О. У. (2015). История Европы с древнейших времён до конца XV века : учебное пособие для студентов вузов. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467142
  • Древний Рим : учеб. пособие для вузов, Буданова, В. П., 2006
  • Медовичев, А. (2003). 2003.02.001. Печатнова Л.Г. История Спарты: Период Архаики И Классики. Спб.: Гуманит. Акад., 2002. 510 С. (Отеч. Исслед. По Антич. И Средневековой Истории) (Studia Classica). Библиогр.: С.499506. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15157077
  • Харрис Д., Византия: История исчезнувшей империи / Джонатан Харрис ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 386 с. ISBN 978-5-91671-755-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002011

Авторы

  • Тельминов Вячеслав Григорьевич
  • Мостовая Вера Геннадиевна
  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Можайский Андрей Юрьевич
  • Сморчков Андрей Михайлович
  • Иванов Сергей Аркадьевич