Магистратура
2022/2023
История литературы в Средние века и эпоху Возрождения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Медиевистика)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Медиевистика
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс призван познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности на народных языках. В центре внимания - в равной мере форма и содержание средневековых текстов, история языка, история рецепции, классические работы по медиевистике и литературоведению. За время обучения студенты освоят навыки работы с текстами, применяемые в современной медиевистике, – методы филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов. По завершении курса студенты научатся анализировать памятники средневековой литературы на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям. Курс состоит из двух частей, в центре которых - английская и французская словесность соответственно. Пререквизитом для освоения данной дисциплины является знание английского языка на уровне, позволяющем читать научную литературу.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции.
- Обучить студентов основным навыкам филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов.
- Сформировать у студентов необходимые знания об историко-литературном процессе и литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства, об эволюции жанровых и стилевых систем.
Планируемые результаты обучения
- Владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником, навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы.
- Знание основных историко-литературных процессов и жанровой иерархии указанного периода, а также авторов и важнейших сочинений, определивших основные пути развития европейской словесности, отношение к ним современников и в современной науке.
- Умение анализировать и комментировать памятники средневековой словесности на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям; применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующей эпохи.
Элементы контроля
- Блиц-опрос (раздел 1)Блиц-опрос по содержанию лекций и семинаров раздела 1 состоит из 10 вопросов по 1 баллу каждый в случае правильного ответа и 0.5 балла в случае частично правильного ответа. Округление оценок арифметическое. Если студент активно работал на семинарских занятиях данного раздела, оценка за блиц-опрос повышается на 1 балл.
- Блиц-опрос (раздел 2)Блиц-опрос по содержанию лекций и семинаров раздела 2 состоит из 10 вопросов по 1 баллу каждый в случае правильного ответа и 0.5 балла в случае частично правильного ответа. Округление оценок арифметическое. Если студент активно работал на семинарских занятиях данного раздела, оценка за блиц-опрос повышается на 1 балл.
- Письменная работа (раздел 1)Варианты выполнения (на выбор): комментированный перевод средневекового текста ИЛИ эссе о средневековом тексте, изученном в рамках курса. Шрифт Times New Roman 14, междустрочный интервал 1,5, поля стандартные (2–2–3–1,5 см). Объем комментированного перевода: не менее 6000 знаков с пробелами сам перевод + не менее 6000 знаков с пробелами на вводный раздел и комментарий + список литературы. Объем эссе: не менее 12000 знаков с пробелами + список литературы. В работе должно быть использовано минимум 2 научных источника (не считая издания самого памятника). Плагиат в работе недопустим. Работа может выполняться в парах (оценка для соавторов одинакова).
- Письменная работа (раздел 2)Варианты выполнения (на выбор): комментированный перевод средневекового текста ИЛИ эссе о средневековом тексте, изученном в рамках курса. Шрифт Times New Roman 14, междустрочный интервал 1,5, поля стандартные (2–2–3–1,5 см). Объем комментированного перевода: не менее 6000 знаков с пробелами сам перевод + не менее 6000 знаков с пробелами на вводный раздел и комментарий + список литературы. Объем эссе: не менее 12000 знаков с пробелами + список литературы. В работе должно быть использовано минимум 2 научных источника (не считая издания самого памятника). Плагиат в работе недопустим. Работа может выполняться в парах (оценка для соавторов одинакова).
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.25 * Блиц-опрос (раздел 1) + 0.25 * Письменная работа (раздел 1) + 0.25 * Письменная работа (раздел 2) + 0.25 * Блиц-опрос (раздел 2)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cerquiglini-Toulet, J. (2011). A New History of Medieval French Literature. Baltimore: Johns Hopkins University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=600970
- Christopher Cannon. (2004). The Grounds of English Literature. OUP Oxford.
- Lambdin, L. C., & Lambdin, R. T. (2002). A Companion to Old and Middle English Literature. Greenwood Publishing Group.