Бакалавриат
2022/2023
Профессиональные основы искусствоведения
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гайнуллина Регина Равильевна,
Казакова Ольга Владимировна,
Линькова Ксения Владимировна,
Назарова Ольга Алексеевна,
Никогосян Мариам Николаевна,
Ногтева Ольга Александровна,
Пожидаева Анна Владимировна,
Проказина Надежда Владимировна,
Русинова Ольга Евгеньевна,
Чамина Надежда Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
12
Контактные часы:
196
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина читается на 1 курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины закладывает методологическую базу работы с произведением искусства и является фундаментальной для последующего обучения в течение трёх лет. Главной задачей курса является овладение техникой анализа и описания произведения искусства и овладение терминологией разных видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи и графики). С целью дать студенту необходимый инструментарий для работы с произведением данный курс фокусируется на отдельных аспектах произведения: техниках, материалах, конструкции, форме, пространстве, содержании и другими составляющими.
Цель освоения дисциплины
- сформировать навыки описания памятников архитектуры и изобразительного искусства
- уметь выявить особенности художественного языка разных видов искусства
- уметь определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- иметь навыки самостоятельного описания пространственных и стилистических особенностей памятника
- научиться различать специфические признаки для определения эпох, закономерности построения произведений разных школ и отдельных мастеров
- овладеть методом искусствоведческого анализа и описания памятника изобразительного ил архитектурного искусства
- понимать термины, связанные с анализом произведений искусства и архитектуры
- уметь анализировать техники и материал, форму, содержание, выявлять конструкцию и композицию художественного произведения
- уметь соотносить исторические и технические данные с эстетической оценкой памятника
Содержание учебной дисциплины
- Профессиональные основы искусствоведения. Основы описания и анализа архитектурных памятников. Предмет истории архитектуры.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Работа архитектора и работа исследователя.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектурное пространство.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Конструктивные системы.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Взаимодействие формы и конструкции.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Стиль в архитектуре.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Архитектура и общество.
- Основы описания и анализа архитектурных памятников. Город и архитектура.
- Описание и анализ памятников живописи. Описание и анализ как метод: основные понятия, границы, особенности, задачи.
- Художественный язык скульптуры. Скульптура как вид искусства.
- Художественный язык скульптуры. Виды скульптуры.
- Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Камень, дерево.
- Художественный язык скульптуры. Материалы скульптуры. Бронза, глина.
- Художественный язык скульптуры. Композиция в скульптуре.
- Художественный язык скульптуры. Движение в скульптуре.
- Графика как вид искусства.
- Графика как вид искусства. Материалы графики.
- Графика как вид искусства. Развитие и особенности тиражной графики. Ксилография, резцовая гравюра.
- Графика как вид искусства. Офорт и литография.
Элементы контроля
- Доклад по художественному языку архитектурыПри подготовке доклада (до 20 минут) студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники архитектуры, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. Докладчик должен быть готов отвечать на вопросы во время обсуждения.
- Доклад по техникам живописи и скульптурыПри подготовке доклада (до 20 минут) студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. Докладчик должен быть готов отвечать на вопросы во время обсуждения.
- Доклад по художественному языку скульптурыПри подготовке доклада (до 20 минут) студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники скульптуры, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. Докладчик должен быть готов отвечать на вопросы во время обсуждения.
- Доклад по художественному языку графики и живописиПри подготовке доклада (до 20 минут) студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники графического и живописного искусства, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. Докладчик должен быть готов отвечать на вопросы во время обсуждения.
- Тест на знание материала скульптуры, графики и живописи
- Тест на знание архитектурных памятниковВ ответах на вопросы теста проверяются знание студентом основных терминов и понятий, используемых в описании и анализе памятников архитектуры, а также способность их применять в анализе конкретных произведений. Тест, состоящий из 10 вопросов, оценивается по 10-балльной шкале, где ответ на один вопрос приравнивается к 1 баллу.
- Экзамен (архитектура)Устный опрос на примере представленного преподавателем памятника. По ходу курса студенты готовят словарь архитектурных терминов, который они демонстрируют на экзамене. Отсутствие словаря станет основанием для понижения оценки за экзамен на 1 балл. Напротив, исключительно выполненный словарь повысит оценку за экзамен, также на 1 балл. Исключительно выполненный словарь подразумевает расширенный набор терминов, не только с лекций и семинаров.
- Экзамен (скульптура-графика-живопись)Эссе (письменная работа объёмом до 3 тыс. слов) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление, или стилистические или типологические элементы, а также художественные техники или жанры.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.25 доклад + 0.25 тест + 0.5 экзамен
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0,3 х (1 модуль: доклад 0,25 + тест 0,25 + экзамен 0,5) + (4 модуль: 0,05 тест на знание материала скульптура, живопись-графика + 0,15 доклад по техникам живописи и скульптуры + 0,1 доклад по художественному языку скульптуры + 0,1 доклад по художественному языку живописи и графики + 0,3 экзамен)
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.05 тест (на знание материала скульптуры и живописи-графики) + 0.15 доклад по техникам живописи и скульптуры + 0.1 доклад по художественному языку скульптуры + 0.1 доклад по художественному языку живописи и графики + 0.3 экзамен + 0.3 от результата 1 модуля
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003
- История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
- История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007