Бакалавриат
2022/2023
Экономика (микро и макроэкономика)
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Школа дизайна
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
60
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина состоит из 2 частей: Микроэкономика, Макроэкономика. Полученные знания по дисциплине «Экономическая теория» используются далее при изучении дисциплин «Маркетинг», «Предпринимательство», «Финансовый и управленческий учет», «Финансовый менеджмент», «Управление процессами», «Управление проектами», а также в проектной практике, в рамках которой разрабатываются стартапы по специализациям.
«Микроэкономика»
В курсе рассматриваются микроэкономические концепции и теории, а также основанные на них знания о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса.
Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению основных понятий и законов экономического поведения людей в реальной экономике, креативной экономики как системы, в которой создание стоимости связано с творческими ресурсами, индивидуальное творчество является ведущим источником ценности, аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его корпоративной социальной ответственностью, проблемам устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание базовых ценностей и специфики поведения на рынке представителей экономически активных поколений, особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса.
Практическая направленность курса «Микроэкономика» предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат с учетом теории поколений, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является получение навыков прогнозирования реакции потребителей на маркетинговые усилия компании, поиск и оценка новых рыночных возможностей.
Целью освоения раздела «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки.
Задачи курса заключаются в том, чтобы студент:
• использовал основные понятия экономической теории;
• определял принципы устройства современной экономической системы, тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая;
• использовал теоретические и методологические принципы экономического анализа;
• получил базовые навыки применения методов и инструментов конкурентного и экономического анализа;
• умел принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, обеспечивающих прогнозирование реакции потребителя на маркетинговые усилия компании и влияющих на развитие бизнеса;
• умел формулировать особенности, определять границы, место и роль креативной экономики.
«Макроэкономика»
Курс «Макроэкономика» охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и творчество как движущая сила экономического роста, альтернативные объяснения феномена бизнес - цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики.
Результаты освоения раздела «Макроэкономика» заключаются в том, что студент:
− описывает важнейшие направления макроэкономики и области ее применения;
− объясняет, как макроэкономическая конъюнктура воздействует на отдельную фирму, результаты ее деятельности и как она может определять принимаемые фирмой решения;
− называет сущность и принципы построения основных макроэкономических индикаторов и умеет с их помощью анализировать общую макроэкономическую ситуацию в стране, понимает тенденции развития экономики;
− использует макроэкономические модели;
− перечисляет цели и задачи государственной макроэкономической политики;
− знает тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая;
− использует знание теоретических положений для решения конкретных задач в своей практической деятельности.
В результате обучения студент будет способен:
− анализировать влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей;
− определять (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор с учетом теорий поколений;
− определять границы и уникальные характеристики креативной экономики;
− определять величину индивидуального и рыночного спроса и предложения, анализировать их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант, вычислять ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения;
− вычислять издержки производства и выполнять экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия;
− рассчитывать оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывать ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией;
− определять экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии;
− определять (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние;
− определять причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек;
− анализировать причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода;
− оптимизировать технологии подбора персонала;
− обосновать влияние налогов, сбережений, инвестиций на решения субъектов рынка.
Студенты знакомятся с основными понятиями экономической теории; изучают теоретические и методологические принципы экономического анализа; приобретают навыки применения методов и инструментов экономического и конкурентного анализа; умения принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения раздела «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы студент: • использовал основные понятия экономической теории; • определял принципы устройства современной экономической системы, тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; • использовал теоретические и методологические принципы экономического анализа; • получил базовые навыки применения методов и инструментов конкурентного и экономического анализа; • умел принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, обеспечивающих прогнозирование реакции потребителя на маркетинговые усилия компании и влияющих на развитие бизнеса; • умел формулировать особенности, определять границы, место и роль креативной экономики. «Макроэкономика» Курс «Макроэкономика» охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и творчество как движущая сила экономического роста, альтернативные объяснения феномена бизнес - цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики.
Планируемые результаты обучения
- анализировать влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей
- определять (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор с учетом теорий поколений
- определять границы и уникальные характеристики креативной экономики
- определять величину индивидуального и рыночного спроса и предложения, анализировать их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант, вычислять ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
- вычислять издержки производства и выполнять экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
- рассчитывать оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывать ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
- определять экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии
- определять (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
- определять причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек
- анализировать причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода
- оптимизировать технологии подбора персонала
- обосновать влияние налогов, сбережений, инвестиций на решения субъектов рынка
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модульОнакопленная3модуль=0,12*Оэссе+0,23*Оауд+0,18*Оконтр.раб+0,12*Оквиз-викторина Орезультат3модуль=Онакопленная3модуль +0,2*Осамостоятельная инициативная работа +0,15*Оэкзамен
- 2022/2023 учебный год 4 модульОрезультат4модуль=0,5 * активность на семинарах + 0,5 * проект.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
- Ивашковский С. Н. - Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень - Издательский дом "Дело" РАНХиГС - 2019 - ISBN: 978-5-7749-1493-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/144051
- Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2011
- Микроэкономика : учебник, Никулина, И. Н., 2013
- Принципы макроэкономики, Мэнкью, Н. Г., 2009
- Расков, Н. В. Макроэкономика для менеджеров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Расков; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд., испр. и доп. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; 2011. - 212 с. - ISBN 978-5-9924-0065-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493136
Рекомендуемая дополнительная литература
- Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
- Martin Kolmar (2017) , Principles of Microeconomics, An Integrative Approach, Springer, [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-57589-6 -Загл. с экрана
- Martin Kolmar. (2017). Principles of Microeconomics. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.319.57589.6
- Гайдар, Е. (2003). Вводная Лекция По Курсу Микро-И Макроэкономики.
- Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01637-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432061 (дата обращения: 28.08.2023).
- Мэнкью Г., Тейлор М. - Микроэкономика. 3-е изд. - 978-5-4461-0423-9 - Санкт-Петербург: Питер - 2019 - 358486 - https://ibooks.ru/bookshelf/358486/reading - iBOOKS
- Розанова, Н. М. Экономика для менеджеров. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00173-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470036 (дата обращения: 28.08.2023).
- Розанова, Н. М. Экономика для менеджеров. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00174-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471743 (дата обращения: 28.08.2023).
- Ясин Е.Г., ред. - Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Кн. 1. Истоки и панорама рыночных реформ — 2-е изд., перераб. - 978-5-7598-1951-6 - Москва: ВШЭ - 2019 - 366941 - https://ibooks.ru/bookshelf/366941/reading - iBOOKS
- Ясин Е.Г., ред. - Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Кн. 2. Настоящее и перспективы после реформ - 978-5-7598-1950-9 - Москва: ВШЭ - 2019 - 362106 - https://ibooks.ru/bookshelf/362106/reading - iBOOKS