• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экономика (микро и макроэкономика)

Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 60
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина состоит из 2 частей: Микроэкономика, Макроэкономика. Полученные знания по дисциплине «Экономическая теория» используются далее при изучении дисциплин «Маркетинг», «Предпринимательство», «Финансовый и управленческий учет», «Финансовый менеджмент», «Управление процессами», «Управление проектами», а также в проектной практике, в рамках которой разрабатываются стартапы по специализациям. «Микроэкономика» В курсе рассматриваются микроэкономические концепции и теории, а также основанные на них знания о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению основных понятий и законов экономического поведения людей в реальной экономике, креативной экономики как системы, в которой создание стоимости связано с творческими ресурсами, индивидуальное творчество является ведущим источником ценности, аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его корпоративной социальной ответственностью, проблемам устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание базовых ценностей и специфики поведения на рынке представителей экономически активных поколений, особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Практическая направленность курса «Микроэкономика» предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат с учетом теории поколений, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является получение навыков прогнозирования реакции потребителей на маркетинговые усилия компании, поиск и оценка новых рыночных возможностей. Целью освоения раздела «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы студент: • использовал основные понятия экономической теории; • определял принципы устройства современной экономической системы, тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; • использовал теоретические и методологические принципы экономического анализа; • получил базовые навыки применения методов и инструментов конкурентного и экономического анализа; • умел принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, обеспечивающих прогнозирование реакции потребителя на маркетинговые усилия компании и влияющих на развитие бизнеса; • умел формулировать особенности, определять границы, место и роль креативной экономики. «Макроэкономика» Курс «Макроэкономика» охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и творчество как движущая сила экономического роста, альтернативные объяснения феномена бизнес - цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики. Результаты освоения раздела «Макроэкономика» заключаются в том, что студент: − описывает важнейшие направления макроэкономики и области ее применения; − объясняет, как макроэкономическая конъюнктура воздействует на отдельную фирму, результаты ее деятельности и как она может определять принимаемые фирмой решения; − называет сущность и принципы построения основных макроэкономических индикаторов и умеет с их помощью анализировать общую макроэкономическую ситуацию в стране, понимает тенденции развития экономики; − использует макроэкономические модели; − перечисляет цели и задачи государственной макроэкономической политики; − знает тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; − использует знание теоретических положений для решения конкретных задач в своей практической деятельности. В результате обучения студент будет способен: − анализировать влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей; − определять (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор с учетом теорий поколений; − определять границы и уникальные характеристики креативной экономики; − определять величину индивидуального и рыночного спроса и предложения, анализировать их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант, вычислять ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения; − вычислять издержки производства и выполнять экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия; − рассчитывать оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывать ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией; − определять экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии; − определять (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние; − определять причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек; − анализировать причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода; − оптимизировать технологии подбора персонала; − обосновать влияние налогов, сбережений, инвестиций на решения субъектов рынка. Студенты знакомятся с основными понятиями экономической теории; изучают теоретические и методологические принципы экономического анализа; приобретают навыки применения методов и инструментов экономического и конкурентного анализа; умения принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения раздела «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы студент: • использовал основные понятия экономической теории; • определял принципы устройства современной экономической системы, тенденции развития творческих индустрий, принципы и подходы к предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая; • использовал теоретические и методологические принципы экономического анализа; • получил базовые навыки применения методов и инструментов конкурентного и экономического анализа; • умел принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, обеспечивающих прогнозирование реакции потребителя на маркетинговые усилия компании и влияющих на развитие бизнеса; • умел формулировать особенности, определять границы, место и роль креативной экономики. «Макроэкономика» Курс «Макроэкономика» охватывает главные проблемы макроэкономического анализа: макроэкономический кругооборот, важнейшие макроэкономические индикаторы, теории экономического роста и творчество как движущая сила экономического роста, альтернативные объяснения феномена бизнес - цикла, государственная антициклическая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей
  • определять (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор с учетом теорий поколений
  • определять границы и уникальные характеристики креативной экономики
  • определять величину индивидуального и рыночного спроса и предложения, анализировать их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант, вычислять ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
  • вычислять издержки производства и выполнять экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • рассчитывать оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывать ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • определять экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии
  • определять (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • определять причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек
  • анализировать причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода
  • оптимизировать технологии подбора персонала
  • обосновать влияние налогов, сбережений, инвестиций на решения субъектов рынка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Микроэкономика
  • Раздел 2. Макроэкономика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Онакопленная3модуль=0,12*Оэссе+0,23*Оауд+0,18*Оконтр.раб+0,12*Оквиз-викторина Орезультат3модуль=Онакопленная3модуль +0,2*Осамостоятельная инициативная работа +0,15*Оэкзамен
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Орезультат4модуль=0,5 * активность на семинарах + 0,5 * проект.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
  • Ивашковский С. Н. - Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень - Издательский дом "Дело" РАНХиГС - 2019 - ISBN: 978-5-7749-1493-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/144051
  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2011
  • Микроэкономика : учебник, Никулина, И. Н., 2013
  • Принципы макроэкономики, Мэнкью, Н. Г., 2009
  • Расков, Н. В. Макроэкономика для менеджеров [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Расков; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд., испр. и доп. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; 2011. - 212 с. - ISBN 978-5-9924-0065-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493136

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
  • Martin Kolmar (2017) , Principles of Microeconomics, An Integrative Approach, Springer, [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-57589-6 -Загл. с экрана
  • Martin Kolmar. (2017). Principles of Microeconomics. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.319.57589.6
  • Гайдар, Е. (2003). Вводная Лекция По Курсу Микро-И Макроэкономики.
  • Ким, И. А.  Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01637-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432061 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мэнкью Г., Тейлор М. - Микроэкономика. 3-е изд. - 978-5-4461-0423-9 - Санкт-Петербург: Питер - 2019 - 358486 - https://ibooks.ru/bookshelf/358486/reading - iBOOKS
  • Розанова, Н. М.  Экономика для менеджеров. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00173-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470036 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Розанова, Н. М.  Экономика для менеджеров. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00174-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471743 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ясин Е.Г., ред. - Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Кн. 1. Истоки и панорама рыночных реформ — 2-е изд., перераб. - 978-5-7598-1951-6 - Москва: ВШЭ - 2019 - 366941 - https://ibooks.ru/bookshelf/366941/reading - iBOOKS
  • Ясин Е.Г., ред. - Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Кн. 2. Настоящее и перспективы после реформ - 978-5-7598-1950-9 - Москва: ВШЭ - 2019 - 362106 - https://ibooks.ru/bookshelf/362106/reading - iBOOKS

Авторы

  • Астахова Алена Геннадьевна