Бакалавриат
2022/2023
Режиссура авторского документального кино
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Важно, что кино и документальное в частности, устанавливает связь и взаимодействует с различными типами аудитории и делает это сегодня на самых разных платформах. Миллионы пользователей ежедневно просматривают различные документальные проекты в интернете и многие из них годами не теряют своей актуальности. С одной стороны, кино можно рассматривать как продолжающуюся дискуссию – академическую или нет – которая поднимает важные и актуальные вопросы в определенный исторический момент жизни общества. Этот дискурс, как правило, рассматривает различные стороны человеческого бытия. С другой стороны, кино - это средство коммуникации. Гораздо более осмысленной, чем вирусные ролики. И это один из самых важных аспектов программы связанный с возможностью предложить новые альтернативные ощущения взамен тех, чувствительность к которым была снижена другими, информационными медиа.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение студентами знаний по истории и теории документального кино, а также изучение основ драматургии документального фильма.
- Изучение различного рода классификаций: типов, жанров и стилей документального кино, а также методов документальной съемки.
- Соединение теоретических знаний с навыками работы продюсера, сценариста, режиссера и оператора.
Планируемые результаты обучения
- Заполняет заявку на производство документального фильма.
- Снимает документальный фильм.
- Снимает этюд-наблюдение за объектом.
Содержание учебной дисциплины
- Природа документального кино. Продюсирование документального фильма, основные платформы для размещения.
- Различные подходы в формировании жанров документального кино.
- Стилевые направления в документальном кино: эпический, психологический, поэтический кинематограф. Фильм портрет.
- Методы кинонаблюдения. Хроника жизни (хроника отношений), хроника событий.
- Авторский субъективизм.
- Телевизионная документалистика.
- Работа над сценарием документального фильма.
- Идея, сюжет, фабула, герой, пространство, контекст. Конфликт, действие, диалог. Структура сценария, композиция, эпизоды
- Понятие режиссура документального кино.
- Рождение образа из исследования факта.
- Съемка и последующий монтаж документального фильма.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aufderheide, P. (2007). Documentary Film: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=220918
- Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
- Муратов, С. А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08558-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434633 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Киноискусство России: опыт позитивной антропологии : монография / А.C. Брейтман. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 185 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_597f39070d9257.58623888. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/883004