Магистратура
2022/2023
Классическая археология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Стоянов Роман Владимирович
Прогр. обучения:
Античная и восточная археология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, связанных с исследованием памятников Древней Греции. Предметом дисциплины является археология Средиземноморья эпохи архаики (VIII–VI вв. до н.э.) и классики (V–IV вв. до н.э.), археология эллинистического (III–I вв. до н.э.) и римского времени (I–III вв. до н.э.). Цель дисциплины – ознакомить студентов с историей исследования памятников Древней Греции, базовыми археологическими комплексами, категориями материала, памятниками искусства, актуальной проблематикой, и основными мировыми научными школами. Основное внимание будет уделяться памятникам Аттики, в первую очередь Афин, являющимися ключевыми для построения мировой абсолютной и относительной хронологии, и Этрурии (архитектура, надписи, скульптура, последовательность и состав культурных слоев, погребальные памятники), а также на археологических памятниках Лация (Рим), Неаполя (Геркуланум, Помпеи) и Эфеса (архитектура, надписи, скульптура, культурные слои, погребальные памятники).
Цель освоения дисциплины
- Представить и объяснить студентам специфику истории формирования классической археологии, а также её место в системе наук;
- Объяснить студентам чем обусловлены особенности археологических источников, как объектов научного исследования, а также обучить их специализированной методике их исследования;
- Заложить у студентов основы системы знаний о классической археологии, как дисциплине являющейся неотъемлемой частью классической истории, лежащей в основе европейской цивилизации, как наследницы греко-римской.
- Представить студентам культуру античного мира, как специфический объект археологического изучения;
- Обучить студентов основным умениям и базовым навыкам, необходимым при работе с научной литературой;
- На основании изучения археологических источников, относящихся к классической археологии, сформировать у студентов понимание гуманистических общечеловеческих ценностей Античной цивилизации.
Планируемые результаты обучения
- Научиться использовать и успешно применять полученные знания, как при проведении научных исследований, так и в педагогическо-образовательной деятельности.
- После анализа основных направлений и результатов исследований можно обобщить и выделить основные методики ведения археологических раскопок и правила организации научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров в современном мире.
- Проанализированы методы археологических исследований, принятых в DAI.
- Проанализированы направления исследований в Британском институте в Анкаре и Британской школе в Афинах.
- Проанализированы особенности изучения античных археологических памятников в Италии.
- Проанализированы особенности изучения античных древностей в эпоху Возрождения.
- Проанализированы результаты археологических исследований, проводимых в Американском институте.
- Проанализированы этапы изучения памятников классической археологии в XIX в., в том числе переход к систематическому изучению древностей и возникновение необходимых для этого институтов.
- Рассмотрена история возникновения национальных археологических институтов, их основные направления исследований.
- Рассмотрена история исследований этрусских археологических памятников. Проанализирован феномен "антикваризма".
- Рассмотрены этапы археологического исследования памятников Малой Азии, в том числе раскопки Генриха Шлимана.
- Усвоить основной историографический и источниковедческий материал, относящийся к истории становления классической археологии, как науки;
- Успешно усвоить знания и методику, а также уметь применять эти навыки на практике при работе с историческими и археологическими источниками;
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Предмет рассмотрения. Термины и понятия.
- Обзор историографии классической археологии.
- Проблема начала классической археологии. Представления о древностях у древних эллинов и римлян.
- Классические древности в Средние века.
- Классические древности в период Ренессанса и Реформации.
- Поздний антикваризм. Первые раскопки Геркуланума и Помпей.
- Иоган Иоахим Винкельман и основание классической археологии.
- Начало систематического исследования классических древностей археологическими методами.
- Раскопки античных памятников Малой Азии в.п. XIX – нач. XX вв.
- Раскопки памятников античных Греции и Архипелага в.п. XIX – нач. XX вв.
- Раскопки античных памятников Италии в.п. XIX – нач. XX вв.
- Организация археологической работы в классической археологии.
- Немецкий археологический институт и его проекты по изучению классических древностей.
- Британский институт в Анкаре и Британская школа в Афинах. Основные проекты по изучению классических древностей
- Американский институт. Основные проекты и издания.
- Организация научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров. Методика археологических раскопок. Археологические словари и энциклопедии
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Andrew R. Dyck. (2005). Schliemann on the Excavation of Troy: Three Unpublished Letters. Greek, Roman, and Byzantine Studies, (3), 323. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.784ee91abc5b483da8a7bb73b7b07c38
- Bintliff, J. L. (2004). A Companion to Archaeology. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108701
- DAVID RANDALL-MACIVER. (2017). The Etruscans. [Place of publication not identified]: Muriwai Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1544338
- Haggis, D. C., & Antonaccio, C. M. (2015). Classical Archaeology in Context : Theory and Practice in Excavation in the Greek World. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999655
- Osborne, R., & Alcock, S. E. (2012). Classical Archaeology (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442089
- Shanks, M. (1996). The Classical Archaeology of Greece : Experiences of the Discipline. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=93872
- Whitling, F. V. (DE-588)1162308249, (DE-627)1025886518, (DE-576)507333330, aut. (2019). Western Ways foreign schools in Rome and Athens Frederick Whitling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.515880086
Рекомендуемая дополнительная литература
- Blanc, J. (2018). Winckelmann et l’invention de la Grèce. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607885B5
- British School at Athens. Managing Committee., & British School at Athens. (n.d.). The Annual of the British School at Athens. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B513FD06
- Domański, J. (2013). Remarks on the Medieval and Renaissance ‘Contempt of the World’ and ‘Human Misery’ (Lotario – Poggio Bracciolini – Erasmus of Rotterdam). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A42D67E
- Foucault, Winckelmann, die Archäologie und die Epochenstilgeschichte. (2019). https://doi.org/10.16995/lefou.53
- Gori, A. F. (1691-1757). (1737). Museum etruscum, exhibens insignia veterum Etruscorum monumenta . edita et illustrata observationibus Antonii Francisci Gorii,. France, Europe: in aedibus auctoris (Florentiae). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F401FAC
- Samida, S. (2012). Heinrich Schliemann. [N.p.]: A. Francke. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1830702