Магистратура
2022/2023
Функциональные модели в естественном языке
Статус:
Курс обязательный (Компьютерная лингвистика)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Попова Дарья Павловна
Прогр. обучения:
Компьютерная лингвистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о функциональной и когнитивной лингвистике, формирует представление о языке как объекте научного исследования, систематизирует знания об актуальных подходах с описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, тренирует навык строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики
- Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных
- Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека
- Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка
- Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем
Планируемые результаты обучения
- Владеть корпусными методами анализа языковых данных; владеть методами анализа лексики и конструкций; понимать лингвистическую основу анализа эмоций и экспрессивных выражений (sentiment analysis)
- Владеть научным аппаратом лингвистической прагматики; уметь планировать все этапы экспериментального исследования; уметь моделировать лингвистические процессы; иметь представление о математических методах моделирования семантических и прагматических процессов
- Выявлять в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
- Знать основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики
- Иметь представление о методах описания социолингвистической вариативности на разных уровнях, от социальных параметров до индивидуальной вариативности, от лексической и грамматической вариативности до фонетической вариативности
- Иметь представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира
- Разбираться в литературе по соответствующей теме.
- Уметь строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Прагматика
- Экспрессивы
- Социолингвистика
- Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения
- Метафора и метонимия. Блендинг
- Грамматика конструкций
- Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска)
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * эссе + 0.3 * тест 2 + 0.2 * презентация статьи + 0.2 * тест 1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461
Рекомендуемая дополнительная литература
- Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-