• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов – в особенности тех, кто в бакалавриате обучался не на исторических и страноведческих специальностях, – с различными политическими и социальными моделями, провозглашенными и реализованными в странах немецкоязычного ареала в ХХ столетии. В лекциях описываются, анализируются и объясняются такие процессы, как революционные переходы от Германской и Австро-Венгерской империй к Веймарской и первой Австрийской республикам – хрупким и незрелым демократиям, не выдержавшим испытания на прочность и мутировавшим в диктатуры; от Третьего рейха к двум новым немецким государствам с новыми политическими системами, функционирование которых обеспечивалось в огромной мере присутствием оккупационных сил стран-победительниц; от полувекового разделения – к воссоединенной Германии, добивающейся лидерства в Евросоюзе; от «красной» Австрии – к стране, едва не оказавшейся под властью крайне правых. Параллельно рассматриваются принципиально иные варианты исторических судеб немецкоязычных народов, реализованные в небольших, но экономически и/или политически вполне успешных государственных проектах – кантонах Швейцарской конфедерации, Люксембурге и Лихтенштейне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом политической, социальной и культурной истории и знанием основных процессов и явлений в странах немецкоязычного ареала в ХХ в.
  • Сформировать профессиональные навыки поиска и интерпретации текстуальных и изобразительных источников, отражающих различные формы и этапы «немецкого пути» как политико-идеологической концепции и реальной политической модели, а также корректного истолкования и использования полученных результатов в самостоятельном исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и комментирует релевантную информацию в источниках и специальной литературе.
  • Дает определение ключевым понятиям изучаемого курса
  • Знает основные этапы истории немецкоязычных стран в ХХ веке.
  • Использует результаты самостоятельного исследования источников в реконструкции исторических процессов и событий.
  • Объясняет характер и причины различий в немецкой идентичности жителей различных стран.
  • Характеризует важнейшие особенности политических систем немецкоязычных стран и их эволюции на протяжении изучаемого периода
  • Характеризует важнейшие социальные и культурные особенности немецкоязычных стран и их эволюции на протяжении изучаемого периода
  • Характеризует основные параметры экономической истории немецкоязычных стран в ХХ в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Германская и Австро-Венгерская империи в первые десятилетия ХХ в.
  • Немецкие кантоны Швейцарии, Люксембург и Лихтенштейн
  • Межвоенный период: Веймарская республика и Первая Австрийская республика.
  • Немцы за пределами немецких государств в ХХ в.
  • Третий рейх и оккупированные им территории Европы.
  • Оккупационные зоны после 1945 г.
  • Федеративная Республика Германии, Западный Берлин и Австрия
  • Германская Демократическая Республика
  • Объединенная Германия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные домашние задания
    Домашнее задание состоит из двух частей, оцениваемых по отдельности. Первая часть – самостоятельная формулировка вопроса по теме, пройденной на предыдущем занятии. Вопрос должен служить углублению понимания темы, раскрытию какого-то важного ее аспекта на конкретном материале, но при этом не подразумевать чисто фактического ответа, который может быть почерпнут из общедоступных справочных изданий. Каждый студент формулирует такой вопрос на немецком языке, знакомит с ним группу и, со своей стороны, отвечает на вопрос, сформулированный другим студентом (по собственному выбору). Эта вторая часть домашней работы имеет объем от 3 до 5 тыс. знаков. Выполняется на немецком языке.
  • неблокирующий Экзамен
    В конце первого учебного года студенты сдают экзамен. Отметка за экзамен не является блокирующей, т.е. даже экзаменационная оценка ниже 4 баллов не означает неудовлетворительной результирующей оценки за учебный год и не лишает студента допуска к защите реферата и получению итоговой оценки конце курса. Только в том случае, если после сдачи экзамена результирующая оценка за учебный год выходит неудовлетворительная, организуется пересдача в период с 1 сентября по 15 октября следующего учебного года. В конце 4 модуля выставляется промежуточная оценка, она же результирующая/итоговая за этот учебный год. Ее формула: О за учебный год = (О накопленная к концу 4 модуля + О экзаменационная):2,
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    О за учебный год = (О накопленная к концу 4 модуля + О экзаменационная):2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Германия. Вызовы XXI века, Белов, В. Б., 2009
  • Родин, О. Ф.  История Германии : учебник и практикум для вузов / О. Ф. Родин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 398 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07593-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453294 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakob Tanner. (2015). Geschichte der Schweiz im 20. Jahrhundert: Vol. 1. Auflage. C.H.Beck.
  • Péporté, P. (2010). Inventing Luxembourg : Representations of the Past, Space and Language From the Nineteenth to the Twenty-first Century. Brill.
  • Zinggeler, M. V. (2011). How Second Generation Immigrant Writers Have Transformed Swiss and German Language Literature : A Study of Authors From the Swiss “secondo-space.” Edwin Mellen Press.
  • АЛЛЕНОВ С.Г. (2012). О книге А. А. Галкина «Германский фашизм» и ее эпохе. Журнал Политической Философии и Социологии Политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз», 3 (66).
  • ПАРДОН ИНГЕБОРГ. (2015). Объединение Германии глазами немецкого историка (по личным воспоминаниям выпускницы исторического факультета ЛГУ).
  • Послевоенная история Германии : рос. - нем. опыт и перспективы: материалы конф. рос. и нем. историков , Москва, 28-30 окт. 2005 г., , 2007
  • Фадеева, Т. (2012). 2012.01.036. Меллер Х. Веймарская Республика: Опыт Одной Незавершенной Демократии / Пер. С Нем. Доронина А.В. - М.: Росспэн, 2010. - 311 С. - (История Соседей).
  • Швейцария. Люксембург. Лихтенштейн : учеб. пособие по страноведению на нем. яз., Клюева, Т. В., 2002