• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Этическое регулирование медиа

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Борзенко Виктор Витальевич, Шомова Светлана Андреевна, Шпоть Василиса Виталиевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Проблемы, связанные с этическим нормированием профессиональной журналистской деятельности, относятся к числу наиболее активно исследуемых в западном мире, но при этом не до конца осмысленных в отечественной науке и практике. Сегодня, когда расставляемые в профессиональной деятельности акценты все больше зависят от индивидуального морального выбора каждого профессионала, когда многократно повышается ответственность журналиста за сказанное им слово, курс, осмысляющий вопросы журналистской деонтологии, аксиологические проблемы журналистики и проблемы этического регулирования как СМИ, так и не-журналистских медиа, становится одним их самых актуальных курсов в ряду предметов, изучаемых студентами Института медиа НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных традиций этического регулирования СМИ, сформировавшихся в западной и отечественной практике, а также закономерностей, принципов, функций и норм профессиональной деятельности современного журналиста с точки зрения ее деонтологии.
  • Осмысление нравственного сознания журналиста как морально-этического регулятора его профессиональной деятельности.
  • Изучение существующих форм, механизмов и методов этического регулирования СМИ.
  • Знакомство с основными кодексами журналистской чести, созданными в западной и отечественной практике.
  • Анализ спектра ведущих этических дилемм, связанных с профессиональной журналистской деятельностью.
  • Оценка профессиональных рисков и динамических изменений, привнесенных в профессию в связи с развитием новых условий ее существования в рамках новых медиа.
  • Определение основных направлений этического регулирования не-журналистских медиа и «болевых точек» медиаэтоса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Визуализирует профессионально-этическую проблематику.
  • Владеет методами анализа профессионального медиадискурса.
  • Знаком с основными сферами профессионально-этической коммуникации журналиста.
  • Изучает тексты документов, типы органов самоуправления, историю становления профессионально-этической мысли в журналистике.
  • Использует основные определения, концепции и руководствуется правилами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
  • Называет основные определения, концепции, подходы в рамках курса.
  • Называет основные определения, концепции, подходы, знаком со сферами, проблемами и «болевыми точками» цифровизации журналистской деятельности.
  • Разбирается в дискуссионных точках современной медиатеории.
  • Руководствуется правилами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
  • Создает мультимедийный продукт на заданную тему.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
  • Этика медиа: что происходит с журналистикой?
  • Кодексы журналистской этики: история и современность
  • Этика не-журналистских цифровых медиа
  • Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
  • Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
  • Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары: активность
  • неблокирующий Тест по теоретической части курса
  • неблокирующий Итоговый зачетный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Посещаемость + 0.3 * Тест по теоретической части курса + 0.4 * Итоговый зачетный проект + 0.2 * Семинары: активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дзялошинский, И. М.  Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / И. М. Дзялошинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9204-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470028 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carrie James. (2014). Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap. The MIT Press.
  • Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
  • Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
  • Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
  • Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.
  • Лазутина, Г. В.  Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / Г. В. Лазутина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07482-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468727 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Шомова Светлана Андреевна