Бакалавриат
2022/2023





Медиатизация социальной жизни
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; медиатизация памяти; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху «глубокой» медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность, память и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
- Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
- Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий;
- Знает основные направления исследований памяти и анализирует процессы медиатизации индивидуальной и коллективной памяти;
- Ориентируется в ключевых понятиях, подходах и направлениях исследований медиатизации;
- Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего;
- Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов (в частности, религии);
- Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневных практик;
- Создает творческие проекты, посвященные тематике медиатизации общества и культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Медиатизация как исследовательское направление
- Тема 2. Селф-трекинг, медиатизация повседневности и социальных институтов
- Тема 3. Медиатизация коллективной памяти об исторических событиях
- Тема 4. Медиасобытия в эпоху глубокой медиатизации. Медиатизированное будущее
- Тема 5. Медиатизация религиозных институтов в современном контексте: религия встречается с новыми медиа
Элементы контроля
- ПосещаемостьОценка за посещаемость и участие в активностях, не требующих домашней подготовки. Учитывается посещаемость первых четырех встреч (за каждую встречу 2,5 балла).
- Активность на семинарахСуммарный вес оценок за выполнение четырех заданий, требующих домашней подготовки, каждое с весом 0,1 (0,1 х 4 = 0,4).
- Индивидуальная письменная работаВыполнение письменной работы на освоение теорий медиатизации (в соответствии с текстом задания).
- Итоговый проектЗащита результатов исследовательского или творческого проекта по теме медиатизации (на пятой семинарской встрече, присутствие обязательно).
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.1 * Посещаемость + 0.3 * Итоговый проект + 0.4 * Активность на семинарах + 0.2 * Индивидуальная письменная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
- Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
- Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
- Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
- Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.