• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Финансовая аналитика в СМИ

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Современная журналистика)
Направление: 42.04.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Современная журналистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Количество экономической информации в последние годы растет на глазах, этому помогают как повышение прозрачности и открытости работы бизнеса и финансовых властей, так и интерес аудитории к таким темам как волатильность финансовых рынков, банковские и финансовые инструменты, изменения в пенсионной системе и т.д. Однако в этом потоке все большую значимость имеют те информационные материалы, которые не только сообщают о фактах или о свершившемся экономическом событии, но и предоставляют анализ ситуации, объясняют последствия и дают прогнозы. Изучение такого огромного пласта как экономическая журналистика невозможно без погружения в тему финансового анализа государственных финансов, биржевой информации, корпоративной отчетности, статистических данных, макроэкономической ситуации в стране и в мире. Курс раскрывает природу финансового анализа, уровни финансовой и статистической информации, особенности работы аналитика в экономической индустрии и медиаиндустрии. Отдельная тема будет посвящена аналитическим текстам по теме экономики и финансов. Главная задача дисциплины - сделать сложную финансовую тему понятной, интересной, захватывающей; научить студентов "считывать" и перерабатывать экономические истории является одним из основополагающих в череде профильных предметов, рассказывающих о тематических специализациях современных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Проанализировать макроэкономическую и финансовую ситуацию в стране и в мире.
  • Разобрать ключевые экономические финансовые показатели, формирующиеся на официальной статистике, рассмотреть их отличие от деловых индексов.
  • Научиться проводить анализ финансовой и нефинансовой отчетности компаний.
  • Рассмотреть специфику жанров и форматов, помогающих доступно и ярко представить финансовый анализ аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует ESG-стандарты, рейтинги и индексы;
  • анализирует банковский сектор, основные показатели ликвидности, обязательные нормативы для банков, Базель III;
  • анализирует значение первичных данных и их роль в агрегированных показателях;
  • анализирует ключевые макротренды в мировых финансах и экономике;
  • анализирует отчетность по РСБУ, МСФО, финрезы компании, заключение аудиторов;
  • владеет знаниями по основным международным экономическим и финансовым институтам;
  • владеет навыками навыки по анализу производительности труда;
  • владеет навыками построения журналистского текста на тему финансового анализа анализирует особенности биржевых сводок;
  • владеет навыками трансформации инфоповодов на ресурсах для раскрытия информации в новости и другие форматы;
  • готовит медиаконтент на банковскую тематику;
  • знает особенности формирования деловых индексов;
  • знаком с аналитическими докладами по темам финансового рынка, налогов, экономического роста и инвестиций;
  • знаком с принципами и методами Data-журналистики;
  • знаком с системой и типологией экономических показателей;
  • знаком со спецификой ESG-стратегии компании, понимает отличие от SRI;
  • знаком со спецификой анализа производств в различных секторах экономики;
  • изучает непосредственно бюджет, ДКП, макропрогноз страны;
  • исследует проспекты эмиссии;
  • получает информацию для медиаконтента благодаря индикаторам технического анализа;
  • понимает специфику отчетности компаний;
  • проводит структурный анализ отчетности банков, в том числе достаточности капитала, кредитного риска, риска ликвидности;
  • работает с финансовыми документами;
  • разбирается в жанрах и форматах аналитической журналистики;
  • разбирается в ключевых понятиях курса;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в финансовую аналитику в СМИ
  • Макроэкономический и финансовый наднациональный анализ, ключевые тенденции в мире, влияние на страновые процессы в России и других странах
  • Система национальных экономических показателей, их роль, значение и интерес аудитории
  • Анализ основных финансовых документов страны, форматы и жанры для максимально понятной и доступной подачи аудитории
  • Биржевой анализ
  • Банковский анализ
  • Финансовый анализ компаний
  • Производственный анализ
  • Нефинансовая отчетность и ESG-инвестирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа №1
    Практическая работа №1 «Планирование, создание, написание и выпуск медиаконтента аналитического формата по теме «Макроэкономический и финансовый наднациональный анализ, ключевые тенденции в мире, влияние на страновые процессы в России и других странах» Студент выбирает ту или иную тему в рамках предложенного направления, находит интересующую его проблему в рамках темы, готовит аналитический текст по данной проблеме: раскрывает суть проблемы, объясняет ее последствия, анализирует пути решения, формирует соответствующие контекст и бэкграунд. Работа выполняется с целью удовлетворения любопытства аудитории (поэтому тема должна быть актуальной) и расширения кругозора (в данном контексте важно применять методы анализа). В тексте могут приводиться актуальные данные статистики, мнения экспертов, динамика и сравнения ключевых показателей. Работа может быть дополнена визуальным контентом. Контент должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается в мини-группах (максимум - три человека).
  • неблокирующий Практическая работа №2
    Практическая работа №2 «Планирование, создание, написание ТЗ для инфографики по теме ДКП или бюджета». Студент выбирает ту или иную тему (денежно-кредитная политика или бюджетный процесс) в рамках лекций по теме «Анализ основных финансовых документов страны, форматы и жанры для максимально понятной и доступной подачи аудитории», находит интересующую его проблему в рамках темы, готовит техническое задание для инфографики. В техническом задании должен присутствовать бэкграунд, объяснение актуальности проблемы, цель создания инфографики, основные тезисы и цифры, которые должна раскрывать инфографика. Работа выполняется с целью дать аудитории визуальный контент, просто и понятно объясняющий сложные экономические процессы. Техническое задание должно быть представлено в виде текста, может быть дополнено таблицами и графиками, дополняющими текст. Работа делается в мини-группах (максимум - три человека).
  • неблокирующий Практическая работа №3
    Практическая работа №3 «Планирование, создание, написание и выпуск медиаконтента аналитического формата по результатам отчетности компаний» Студент выбирает ту или иную компанию, которая опубликовала в течение трех последних месяцев отчетность по МСФО, в рамках предложенного направления «Финансовый анализ компаний» находит интересующий его моменты в рамках отчетности, готовит аналитический текст. В тексте студент раскрывает суть проблемы, объясняет ее последствия для компании, акционеров, клиентов, рынка. С помощью 1-2 экспертов анализирует пути решения, формирует соответствующие контекст и бэкграунд. Работа выполняется с целью разъяснения аудитории финансовых документов компании (поэтому тема должна быть актуальной) и расширения кругозора (в данном контексте важно применять методы объяснительной журналистики). В тексте могут приводиться актуальные финансовые результаты компании, мнения экспертов, динамика и сравнения ключевых показателей. Работа может быть дополнена визуальным контентом. Контент должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается в мини-группах (максимум - три человека).
  • неблокирующий Экзаменационный тест
    Тест включает 10 вопросов по темам лекционного блока. Количество вариантов теста - 10.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.4 * Экзаменационный тест + 0.2 * Практическая работа №3 + 0.2 * Практическая работа №1 + 0.2 * Практическая работа №2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловая журналистика : учеб. пособие для вузов, Мельник, Г. С., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аналитическая журналистика : учеб. пособие для вузов, Тертычный, А. А., 2010
  • Кудрин, А. Л. Экономическое развитие России : монография / А. Л. Кудрин. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020 — Том 1 — 2020. — 472 с. — ISBN 978-5-85006-249-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171149 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кудрин, А. Л. Экономическое развитие России : монография / А. Л. Кудрин. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020 — Том 2 — 2020. — 400 с. — ISBN 978-5-85006-250-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171150 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мау В.А. - Государство и экономика: опыт экономических реформ - Издательский дом "Дело" РАНХиГС - 2017 - ISBN: 978-5-7749-1210-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/107411

Авторы

  • Самарина Лана Викторовна
  • Зеленцов Михаил Владимирович
  • Федорова Ксения Александровна