Бакалавриат
2022/2023
История русского языка
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Колчина Ольга Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины история русского языка является усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков); развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко-социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко-культурном содержании этих периодов; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с историей русского языка;
- усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других славянских языков);
- • развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингви- стических) факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков);
- усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и ис- торико-культурном содержании этих периодов;
- формирование умений читать и анализировать грамматический и стилисти- ческий строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья.
Планируемые результаты обучения
- Бакалавр способен определять способ передачи числового значения в древнерусском и СРЯ.
- Бакалавр способен различать древненовгородский диалект и древне- псковский диалекты: фонетические и морфологические изоглоссы праславянского и древнерусского происхождения. Южнодревнерусский диалектный ареал и его изоглоссы, проблема «киевского» и «галицко-волынского» диалектов. Смоленско-полоцкий диалект. Основные этапы формирования южновеликорусских, средневеликорусских и северновеликорусских говоров.
- Знает основные направления исследований в области русского исторического синтаксиса, пути формирования русской лексики.
- Определяет результаты направления унификации типов склонений в истории русского языка; знает исторические истоки вариативности падежных флексий существительных в единственном числе в современном русском языке и в текстах русской литературы XVIII—XIX вв. Знает историю категории одушевленности в СРЯ.
- Способен объяснить процессы ассимиляции разных видов в СРЯ, правила современной русской орфографии в области шипящих и Ц.
- Способен определять позиции редуцированных, находить результаты падения редуцированных в словах СРЯ.
- Умеет анализировать разные гипотезы появления аканья в современном русском литературном языке.
- Умеет выделять гласные разного происхождения, объяснять их трансформацию
- Умеет объяснить формы существительных в СРЯ, находит примеры русско-церковнославянской адаптации соответствующих южнославянских (старославянских) форм, их отражение в орфографии.
- Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их
- Умеет определять класс глагола, форму его времени. Умеет определять роль инфинитива в предложении, фонетические особенности образования инфинитива. Бакалавр умеет определять неличные формы глагола и характеризовать их.
- Умеет определять происхождение звука О в словах СРЯ; знает судьбу напряженных фонем переднего и непереднего ряда.
- Умеет определять разряд местоимений, особенности изменения полных (местоименных) прилагательных
- Умеет различать понятия «старославянский язык», «церковнославянский язык», «праславянский язык», «древнерусский язык», «архетип», «праязык»; владеет периодизацией истории славянских языков
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История языка как лингвистическое и историко-культурное понятие. Ис точники по истории языка. Правосточнославянские фонетические явления.
- Тема 2. Падение редуцированных и его последствия, история напряжённых гласных.
- Тема 3. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
- Тема 5. Переход е в о. История напряжённых фонем переднего и непереднего ряда.
- Тема 4. История корреляции согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости
- Тема 6. Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения. Категории древнерусского существительного. Звательный падеж.
- Тема 7. Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
- Тема 8. Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе.
- Тема 9. История двойственного числа; история категории одушевлённости
- Тема 10. История числительных
- Тема 11. История местоимений и прилагательных
- Тема 12. История глагольных времён
- Тема 13. Диалектное членение в древнерусском языке
- Тема 14. Обзор проблематики исторического синтаксиса и исторической лексикологии.
Элементы контроля
- Контрольная работа по фонетике древнерусского языкаКонтрольная работа представляет собой комментирование фонетических процессов в древнерусском тексте и тексте современного русского языка.
- Активность на занятииАктивность на занятиях включает в себя устные ответы студентов, выполнение домашних заданий и самостоятельных работ.
- ЭкзаменЭкзамен предполагает проверку знаний, умений, навыков студента в области истории русского языка от праславянского периода до эпохи формирования национального русского языка
- Самостоятельная научно-исследовательская работаЗадание предоставляе6тся студентам, показавшим высокий уровень владения материалом дисциплины, заинтересованность в изучении и понимании проблем славистики.
- Материалы для самостоятельной проверки знаний при подготовке к экзаменуЗадание позволяет подготовиться к экзамену по дисциплине.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модульПромежуточная аттестация проходит в виде теста по теоретическим положениям дисциплины с учетом аудиторной активности студентов: 0.400тест+0.400аудиторная работа=0.800. Если студент показал очень высокий уровень владения теоретическим обоснованием дисциплины, заинтересованностью в ответах и выполнении заданий, то возможно дополнительное получение за самостоятельную работу 0.200. Итоговая формула: 0.400тест+0.400аудиторная работа+0.200самостоятельная работа=1
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.25 * Активность на занятии + 0.4 * Экзамен + 0.15 * Контрольная работа по фонетике древнерусского языка + 0.2 * Самостоятельная научно-исследовательская работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Колесов, В. В. Историческая фонетика русского языка : учебник для вузов / В. В. Колесов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 217 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-03563-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437937 (дата обращения: 28.08.2023).
- Шахматов, А. А. Историческая морфология русского языка / А. А. Шахматов ; под редакцией С. П. Обнорского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-9916-9605-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437863 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка в 2 ч. Часть 1. Этимология / Ф. И. Буслаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11842-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446263 (дата обращения: 28.08.2023).