• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Лингвистическая экспертиза

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс интегрируется с предыдущими курсами и дисциплинами, пройденными студентами на программе. Дает представление о профессиональном поле деятельности судебного эксперта-речеведа. Знакомит с основными видами речеведческих экспертиз и методиками, применяемыми в них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лингвистическая экспертиза» являются овладение студентами навыками проведения лингвистической экспертизы, в частности, экспертизы в области функционирования языка в обществе, а также навыками составления экспертного заключения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия: судебная экспертиза», внесудебная (досудебная, независимая) экспертиза, экспертиза лингвистическая и фоноскопическая
  • Знать, в чем отличие судебной и внесудебной экспертиз; отличие терминов «эксперт» и «специалист»; значение термина «внутреннее убеждение эксперта/специалиста». Разбираться в законодательной базе, знание которой требуется эксперту при производстве экспертиз и исследований. Понимать особенности составления заключения эксперта (основные составляющие заключения, особенности формулирования выводов, метаязык лингвистической экспертизы)
  • Знать понятие «лингвистическая экспертиза», общие положения, предмет лингвистической экспертизы как судебной, так и внесудебной. Методологический и гносеологический аппарат лингвистической экспертизы. Различать понятия: основные виды речи, основные типы текстов, «поликодовый (креолизованный) текст», «электронный текст»
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «негативная информация», «инвективная лексика», «неприличная форма», «нормы речевой культуры», «диагностический комплекс унижение», «адресат», «адресант», «информация о конкретном человеке», «публичность дискурса». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках экспертов.
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «негативная информация», «призыв», «побудительное высказывание», «возбуждение вражды», «оправдание», «пропаганда», «бытовой экстремизм», «язык вражды». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках экспертов.
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «идентификация лица по голосу и звучащей речи», «идентификационное исследование», «аудитивный, лингвистический и инструментальный анализ». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «экспертиза рекламного текста», «экспертиза товарного знака», «интерпретация языкового знака», особенности рекламного дискурса; «признаки рекламы», «коммуникативная цель», «сходство до степени смешения». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «вербальная агрессия», «угроза в криминальном дискурсе», типология угроз, угроза как средство возбуждения вражды. Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать: методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «смысловое содержание», «маскировка содержательных элементов», «коммуникативные роли», «инициатор темы», «характер волеизъявления», «побуждение к действиям», «признаки воздействия». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках
  • Знать методику проведения экспертиз, связанных с указанными категориями дел; основные вопросы по категориям дел. Различать понятия: «автор текста», «идиостиль», «идентификационные исследования». Иметь представление о пределах компетенции эксперта-лингвиста и типичных ошибках экспертов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экспертиза
  • Фоноскопическая (фонографическая) экспертиза, экспертиза видео- и звукозаписи.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Экстремизм. Cт. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») УК РФ.
  • Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Ст. 152 («Защита чести, достоинства и деловой репутации») ГК РФ, ст. 129 («Клевета»), Лингвистическая экспертиза по категориям дел. Ст. 5.61 («Оскорбление») КоАП РФ, ст. 297 («Неуважение к суду»)
  • Лингвистическая экспертиза как вид речеведческой
  • Иные виды речеведческих экспертиз.
  • "Вызовы времени"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работы по темам
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Заключение эксперта
  • неблокирующий работа на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Работы по темам + 0.2 * работа на занятиях + 0.1 * Тест + 0.4 * Заключение эксперта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Криминалистика: Учебник / Е.Р. Россинская. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 464 с. : ил. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1012356
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе : монография / Е. Р. Российская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 576 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977661
  • Судебно-экспертная деятельность: правовое, теоретическое и организационное обеспечение : учебник для аспирантуры / под ред. Е.Р. Россинской, Е.И. Галяшиной. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 400 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016344
  • Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология): Учебник / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина, А.М. Зинин; Под ред. Е.Р. Россинской - 2-е изд., перераб и доп. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019.-368 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/995444

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вернадская, Ю.С. Текст в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама» / Ю.С. Вернадская. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 288 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01382-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028768
  • Выготский, Л. С.  История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07532-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Выготский, Л. С.  Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437761 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Голуб, И. Б.  Русский язык и практическая стилистика. Справочник : учебно-справочное пособие для среднего профессионального образования / И. Б. Голуб. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10264-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442469 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Голуб, И. Б.  Стилистика русского языка : учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07472-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433368 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Психология рекламы: Учебное пособие/Мокшанцев Р. И., Науч. ред. Удальцова М. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Сиб. согл., 2015. - 232 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-16-004777-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429960
  • Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. - Настольная книга судьи: судебная экспертиза - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29517-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27770
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе / Е.Р. Россинская; Российский фед. центр суд. экспертизы при Мин. юстиции РФ. - М.: НОРМА, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-468-00187-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/154404
  • Тарланов, З. К.  Методы лингвистического анализа : для вузов / З. К. Тарланов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07101-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420842 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тарланов, З. К.  Юридическая лингвистика : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / З. К. Тарланов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-07061-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442182 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Хоменко Анна Юрьевна
  • Жукова Валерия Валерьевна