• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Тестирование и экспертиза в лингвистических исследованиях

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты обучаются основам составления тестового материала по следующим направлениям: нейролингвистика, русский язык как иностранный, преподавание иностранного языка методами корпусной лингвистики, судебная лингвистика. Студенты также обучаются основам экспертизы результатов тестирований, оценки валидности и репрезентативности полученных данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с лингвистическим тестированием в области нейролингвистики, преподавания русского языка как иностранного, преподавания иностранного языка методами корпусной лингвистики, судебной лингвистики.
  • Повышение конкурентноспособности будущего специалиста в сфере практической деятельности посредством предоставления ему информации об аналитической обработке результатов тестирования в области нейролингвистики, преподавания русского языка как иностранного, преподавания иностранного языка методами корпусной лингвистики, судебной лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеют представление о лингвистическом тестировании в области нейролингвистики.
  • Обладают способностью проводить аналитическую обработку результатов тестирования в области нейролингвистики.
  • Имеют представление о лингвистическом тестировании в области судебной лингвистики. Обладают способностью проводить аналитическую обработку результатов тестирования в области судебной лингвистики.
  • Имеют представление о лингвистическом тестировании в области преподавания русского языка как иностранного. Обладают способностью проводить аналитическую обработку результатов тестирования в области преподавания русского языка как иностранного.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология, методика и метод в лингвистических исследованиях. Понятие теста и тестирования. Тестирование как метод лингвистических исследований. Экспертиза.
  • Тесты в нейролингвистике. Разработка лингвистических тестов для диагностики речевых нарушений (афазия, дислексия и др.)
  • Тесты в нейролингвистике. Нейролингвистика и нейрохирургия: батареи тестов для быстрого определения афазии, Русский афазиологический тест. Тесты для внутриоперационного картирования речи.
  • Тестирования для второго языка в связи с таким направлением прикладной лингвистики, как Second Language Acquisition (усвоение второго языка)
  • Лингвистическая, автороведческая, фоноскопическая экспертизы и аналитика в них
  • Методика оценивания продуктивных видов речевой деятельности в ТРКИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Задание 1. Блок "неролингвистика"
  • блокирующий Задание 2. Блок "преподавание иностранного языка"
    -
  • блокирующий Проект. Защита проектного постера
  • блокирующий Задание 3. Блок "преподавание русского языка для иностранцев"
    в учебный период с понижением оценки на балл
  • блокирующий Задание 4. Блок "судебная лингвистическая экспертиза"
  • неблокирующий Активность, поещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Задание 1. Блок "неролингвистика" + 0.3 * Проект. Защита проектного постера + 0.2 * Активность, поещаемость + 0.1 * Задание 2. Блок "преподавание иностранного языка" + 0.1 * Задание 3. Блок "преподавание русского языка для иностранцев" + 0.2 * Задание 4. Блок "судебная лингвистическая экспертиза"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Позднякова, А. А.  Русский язык как иностранный в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум / А. А. Позднякова, И. В. Федорова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 417 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15119-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487475 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русский язык как иностранный (A1–A2) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. В. Корнева, Е. Е. Герасимова, З. М. Ким, Ж. С. Шишканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 286 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14144-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477150 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Шпаковская, В. В. (2010). Языковое Тестирование Как Способ Контроля. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A68464F0
  • Шунейко, А. А.  Лингвистическая экспертиза : учебник и практикум для вузов / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13663-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477200 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика : учебное пособие / А. Н. Баранов. — 6-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 592 с. — ISBN 978-5-9765-0083-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106866 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Бринев, К. И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза : монография / К. И. Бринев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 330 с. — ISBN 978-5-9765-1353-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/108232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Хоменко Анна Юрьевна