• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Цифровая экономика

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровая экономика – концепт 1990-х годов, связанный с теориями информационного общества, цифровой революции и новых медиа. Согласно теории К. Шваба, развитие цифровой экономики приходится на поздний этап Третьей промышленной революции - революции компьютерных технологий. Распространение цифровых инноваций затрагивает широкий спектр социальных институтов, приводя к их существенной трансформации. Формирование сетевого общества (М. Кастельс) становится вызовом для бизнеса и государства, поскольку содержит как возможности, так и угрозы. Актуальность обсуждения и изучения проблем цифровой экономики повышается в контексте одноименного масштабного государственного мегапроекта в России, начало реализации которого было положено в 2016 году. Особенности отечественного опыта цифровизации ярко проявились в период пандемии коронавируса COVID-19, потребовавшей от населения освоения и использования ряда новых цифровых практик. В рамках учебной дисциплины цифровая экономика рассматривается как комплексный социальный феномен через оптику междисциплинарных подходов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у слушателей представления о текущем состоянии, основных сегментах и направлениях развития российской и глобальной цифровой экономики, а также направлениях и методах ее изучения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ведущих исследователей и теории цифровой экономики
  • Знает основные подходы к регулированию цифровой экономики в мире, а также особенности российского законодательства в данной области.
  • Знает структуру глобальной цифровой экономики, направления ее развития.
  • Имеет представление о государственной политике России в сфере цифровой экономики, особенностях ее развития.
  • Имеет представление о месте и значении цифровой грамотности в цифровой экономики, методах ее измерения и основных российских и зарубежных проектах по ее изучению.
  • Имеет представление о роли и направлениях трансформации системы образования в условиях цифровой экономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая экономика как теоретический концепт.
  • Сегменты цифровой экономики. Цифровая экономика в мире.
  • Цифровая экономика России: состояние и тенденции развития.
  • Цифровая грамотность и ее измерение.
  • Регулирование цифровой экономики.
  • Цифровая экономика и образование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Оценка складывается из оценок за серию индивидуальных и групповых заданий, выполненных студентом на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.7 * Семинары + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социальных исследований : группы организации и бизнес, Браймен, А., 2012
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012

Авторы

  • Давыдов Сергей Геннадьевич