2022/2023
Методология исследований в образовании
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт образования
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Вилкова Ксения Александровна,
Романенко Ксения Романовна,
Хавенсон Татьяна Евгеньевна,
Шмелева Евгения Дмитриевна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена исследованиям как основе принятия решений в образовании. В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с типами ситуаций в образовании, в которых необходимы исследования, с источниками данных в образовании, основными видами дизайна исследований в образовании, качественными и количественными методами сбора данных. Курс также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования - в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, оценивать достаточность оснований для выводов исследования и т.д. В рамках курса студенты разработают несколько проектов исследования от формулировки исследовательского вопроса до выбора дизайна, подбора качественных или количественных методов и апробации выбранной методологии в контексте ситуации, вызвавшей необходимость исследования.
Цель освоения дисциплины
- Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит студентов с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ и политик. Курс формирует знания и навыки проведения и интерпретации результатов исследований с применением различных дизайнов исследования, качественных и количественных методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения
- Аргументирует выбор визуального представления анкет для проведения опросов и отдельных анкетных вопросов
- Аргументировать, когда на каком этапе принятия решений и с какой целью необходимо найти доказательную основу для принятия решений/провести исследование
- Воспроизводит международные стандарты проведения и представления результатов исследований с использованием опросных методов сбора данных
- На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
- Называет и различает разные типы выборок, используемые в опросах, обосновывает выбор дизайна выборки релевантный целям и задачам опроса
- Называет преимущества и ограничения использования разных способов сбора опросных данных
- Программирует электронные опросные формы
- Студент владеет техниками включенного наблюдения
- Студент владеет техниками интервьюирования
- Студент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
- Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
- Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы включенного наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
- Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
- Формулирует адекватные исследовательским целям и грамотно составленные вопросы и шкалы ответов для проведения опросных исследований
- Программирует электронные опросные формы с системой маршрутизации (разной логикой предъявления вопросов респондентам в зависимости от их ответов)
- Аргументирует выбор техник постопросного повышения качества данных (перевзвешивание, идентификация ненадежных данных)
- Формулировать для решения каких профессиональных задач необходимо использовать доказательный подход к управлению в образовании. Аргументирует его ценность и пользу для руководителя
Содержание учебной дисциплины
- Доказательный подход в образовании
- Полевая работа. Метод наблюдения.
- Дизайны исследования в качественной методологии. Обзор качественных методов сбора данных.
- Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования.
- Качественные интервью.
- Фокус-группы и групповые интервью.
- Подходы к анализу качественных данных.
- Опрос как метод сбора данных
- Дизайн выборки в исследованиях с использованием опросных методов
- Методы постопросного повышения качества данных (ремонт выборки)
- Ошибки измерения в исследованиях с использованием опросных методов и способы их преодоления
Элементы контроля
- ТестыТесты для оценки знаний по темам: 1) total survey error, 2) asking questions, 3) ремонт выборки
- Групповые заданияГрупповые задания 1. "Выборка" 2. "Проектирование и обоснование дизайна исследования для ответа на исследовательский вопрос" 3. "Способы увеличения отклика в опросах" 4. "Визуализация опроса" 5. "Обсуждение плохих вопросов"
- Домашние заданияДомашние задания: 1. "Вопросы для анкеты" (подготовка опросника) 2. "Программирование анкеты" (программирование опросника, переработанного на основе обсуждения домашнего задания №1) 3. "Пилотаж анкеты" (пилотаж с помощью метода когнитивного интервью)
- Итоговый проект (3 модуль)Финальная работа по модулю 3 представляет собой описание проекта исследования, в котором фиксируются исследовательский вопрос, актуальность исследования, гипотезы исследования, описание инструментария, описание процедуры и результатов пилотажа, рефлексия о проекте.
- Разработка исследовательского инструмента 1.Отчет о проведении наблюдения
- Разработка исследовательского инструмента 2.Выборка и гайд интервью
- Проведение интервьюТранскрипт интервью и рефлексия о проведении интервью
- Анализ данныхОбразец анализа данных с интерпретацией
- Исследовательский проектОтчет об исследовании, интегрирующий все этапы сбора и анализа данных
- Индивидуальные заданияИндивидуальные задания = средняя оценка за все индивидуальные задания
- Групповые домашние заданияГрупповые домашние задания = средняя оценка за все групповые домашние задания
- Групповые задания в классеГрупповые задания в классе = средняя оценка за все групповые задания, выполняемые на парах в классе
- Итоговое заданиеИтоговое задание выполняется на основе пройденного в первом модуле материала, его составные части прорабатываются в течение модуля в рамках индивидуальных заданий
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.1 * Исследовательский проект + 0.1 * Разработка исследовательского инструмента 1. + 0.1 * Разработка исследовательского инструмента 2. + 0.125 * Групповые домашние задания + 0.1 * Проведение интервью + 0.1 * Анализ данных + 0.125 * Индивидуальные задания + 0.125 * Групповые задания в классе + 0.125 * Итоговое задание
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.15 * Тесты + 0.3 * Итоговый проект (3 модуль) + 0.25 * Групповые задания + 0.3 * Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
- Couper, M. (2008). Designing Effective Web Surveys. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=259196
- COUPER, M. P. (2000). Review: Web Surveys: A Review of Issues and Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDA82E31
- Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
- Designing effective web surveys, Couper, M. P., 2008
- Dougherty, K. J., & Rebecca S. Natow, R. S. x. (2019). Performance-Based Funding for Higher Education: How Well Does Neoliberal Theory Capture Neoliberal Practice? Conference Papers —— American Sociological Association, 1–35.
- Fielding, N., Lee, R. M., & Blank, G. (2017). The SAGE Handbook of Online Research Methods: Vol. Second edition. SAGE Publications Ltd.
- In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).
- Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
- Saltelli, A., & Giampietro, M. (2017). What is wrong with evidence based policy, and how can it be improved? https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.11.012
- Барбер М., & Муршед М. (2008). Как Добиться Стабильно Высокого Качества Обучения В Школах. Уроки Анализа Лучших Систем Школьного Образования Мира (Пер. С Англ.). Вопросы Образования // Educational Studies, (3), 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i3p7.60
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
- Основы построения выборки для социологических исследований, Чуриков, А. В., 2020
- Основы формирования выборки : лекции для студентов направления 521200 - Социология (пятая ступень высш. проф. образования), Чуриков А. В., 2005
- ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество онлайн-опросов. Методы проверок. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (3 (127)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16051523
Рекомендуемая дополнительная литература
- Antony Bryant. (2019). The Varieties of Grounded Theory. SAGE Publications Ltd.
- Leavy, P. (2017). Research Design : Quantitative, Qualitative, Mixed Methods, Arts-Based, and Community-Based Participatory Research Approaches. [N.p.]: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1497395
- Mike Lambert. (2019). Practical Research Methods in Education : An Early Researcher’s Critical Guide. Routledge.
- The science of web surveys, Tourangeau, R., 2013
- Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».