2022/2023
Методология системного подхода в психотерапии и основные классические школы системной терапии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
2, 3 модуль
Онлайн-часы:
6
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Акбарова Анастасия Азаматовна,
Будинайте Гражина Леонардовна,
Варга Анна Яковлевна,
Зеленская Мария Сергеевна,
Коган-Лернер Лина Борисовна,
Панов Максим Константинович,
Тархова Валерия Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
144
Программа дисциплины
Аннотация
Для магистерской программы «Системная Семейная Психотерапия» дисциплина «Методология системного подхода и классические школы системной психотерапии» является базовой. Она ставит своей целью сформировать у обучающихся знание методологических основ системной психотерапии – знание основных положений Общей теории Систем и Теории коммуникации (Г. Бейтсон и др).- а также знание теоретических основ, методов и методических приемов основных школ классической системной психотерапии. Это - наиболее ранняя из них – Теория семейных систем М. Боуэна и его Трансгенерационный подход, а также Структурный, Стратегический и Миланский подходы в Системной психотерапии. Названные школы являются наиболее заметными явлениями на поле психотерапии со второй половины 20 в. Без этих знаний полноценная подготовка системного психотерапевта невозможна.
Содержание дисциплины включает в себя необходимые ориентировочные лекционные занятия, однако большую часть раздела, посвященного освоению собственно классических школ, представляют собой, тренинговые занятия и практические упражнения, а также просмотры видео сессий выдающихся представителей каждой из школ. Отдельным и важным фрагментом программы выступает раздел, посвященный анализу собственной семьи учащегося как будущего психотерапевта, с использованием основных техник трансгенрационного подхода,
Существенным развитием получаемых в этой дисциплине знаний выступают показы «за зеркалом» терапевтических сессий, проводимых в логике всех этих подходов, опытными психотерапевтами-преподавателями программы с реальными клиентами, которые обучающиеся могут видеть в дисциплине «Супервизия в классический и постклассической психотерапии».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Методологические основы психологии» , «Основы психологического консультирования»
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», «Клиническая практика» ( 1 года обучения) и «Квалификационная практика» ( 2 год обучения) «Психологическая помощь при разводе», Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми нуждами»,, «Развитие техник системного подхода», а таже «Конструктивистские подходы в системной психотерапии»
Цель освоения дисциплины
- Изучение методологических и теоретическихоснов системной теории, что позволяет понимать особенности подхода, отличать его от других психотерапевтических подходов, владеть навыками системного мышления.
- Ознакомление с основными направлениями классической Системной семейной психотерапии, что даст возможность понимать специфику каждой школы, опираться на методологическую базу каждой и знать базовые принципы и приемы каждой из школ.
- Формирование и тренировка практических навыков психотерапевтической работы в Системном семейном подходе в индивидуальном и семейном форматах.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные положения теории коммункации. Может обосновать системный взгляд на процесс коммуникации в семейной системе, Способен распространить его на понимание терапевтического взаимодействия
- Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить структуру семьи, знает техники подхода, умеет их применить.
- Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить функцию симптома в семейной системе; умеет построить системную гипотезу; знает техники подхода, умеет их применить.
- Знает понятия подхода, дифференцирует от других подходов, умеет построить системную гипотезу в специфике подхода, владеет навыками циркулярного интервью, формулирования позитивной коннотации и парадоксального предписания.
- Имеет понятие об открытых биосоциальных системах, о самоорганизации живых систем. Обладает знанием о механизмах обратной связи, о законах гомеостаза и развития семейных систем, круговой каузальности, о системообразующих факторах. Может описать жизненный цикл семьи и его основные дисфункции.
- Знание дескриптивных и нормативных функций методологии.
- Знание о структуре познава-тельной ситуации, проблеме и методологических подходах к ее решению.
- Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психологии.
- Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
- Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию на основе критериев научности.
- Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.
- Умеет определять основные понятия. Ориентируется в ключевой терминологии
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1.
- Тема 1.1. Введение в Общую Теорию систем. Семья как живая система
- Тема 1.1 1. Системы и системное мышление.
- Тема 1.1.2.Приложение основных понятий Общей Теории Систем к семейным системам.
- Тема 1.2.Теория коммуникаций как методологическое основание Системной психотерапии
- Тема 1.2.1. История Теории коммуникации в психологии.
- Тема 1.2.2. Основные положения теории коммуникации (Г. Бейтсон , П.Вацлавик, Дж. Бинин, Д.Джексон)
- Раздел 4. Структурный подход
- Тема. 4.1 История возникновения структурного подхода.
- 2.1.1. История возникновения подхода.
- Тема 4.2. Основные структурные параметры семейной системы.
- Тема 4.2.1. Циркулярная модель Олсона.
- Тема 4.3. Терапевтические принципы структурного подхода.
- Тема 4.4. Этапы терапии в структурном подходе.
- Тема 4.5. Анализ сюжета художественного фильма с точки зрения структурного подхода.
- Тема 4.6. Просмотр видеозаписи интервью с С.Минухиным: возникновение и трансформация структурного подхода.
- Тема 4.7. Анализ транскрипта случая терапевтической работы С.Минухина с анорексией.
- Раздел 5. Стратегическая школа Системной семейной психотерапии
- Тема 5.1. История возникновения стратегического подхода
- Тема 5.2. Стратегическая терапия Дж.Хейли и К.Маданес.
- Тема 5.3. Планирование стратегии терапии.
- Тема 5.4. Техники стратегической терапии.
- Тема 5.5. Отработка позитивного переопределения.
- Тема 5.6 Тренинг формулирования и предъявления прямых и парадоксальных предписаний.
- Раздел 6. Миланская школа Системной семейной психотерапии.
- Тем 6.1. Авторы и история создания Миланского подхода.
- Тема 6.2. Методологические основания Миланского подхода.
- Тема 6.3. Основные понятия и теоретические положения Миланского подхода.
- Тема 6.4. Сеттинг и организация терапевтической работы в Миланском подходе. Основные виды интервенций.
- Тем 6.5. Тренинг основных приемов Миланского подхода.
- Раздел 3. Теория и методология современной психологии
- Тема 3.1. Определение и соотношение понятий «методология», «теория», «научная школа», «теоретическая ориентация», «система», «парадигма»
- 3.1.1. Методология как область науки.
- 3.1.2. Метод
- 3.1.3. Теория
- 3.1.4. Классификация научных школ по М.Г. Ярошевскому:
- 3.1.5.Теоретическая ориентация
- 3.1.6.Психологическая система (по Н. Смиту)
- 3.1.7.Парадигма
- Тема 3.2. Функции, виды и структура методологии. Значение методологии для психологии
- 3.2.1.Два вида методологического знания
- 3.2.2. Структурная модель методологического знания
- 3.2.3.Значение методологии для психологии
- Тема 3.3. Методологические проблемы психологического исследования
- 3.3.1. Основные методы методологии науки
- 3.3.2. Познавательная ситуация (проблема), объект, предмет – применительно к науке и к исследованию.
- 3.3.3. Основные этапы научного исследования.
- 3.3.4. Основные виды исследований в психологии.
- Тема 3.4.Научная теория как высшая форма теоретического знания
- 3.4.1. Основания науки (теоретического знания) в классической, неклассической и постнеклассической науке.
- 3.4.2. Структура теоретического знания
- 3.4.3. Виды теоретического знания в психологии
- 3.4.4.Теоретическая психология как отрасль научного знания
- Тема 3.5. Ключевые проблемы психологии
- 3.5.1. Основные «ключевые» («классические») проблемы психологии
- 3.5.2.Три основных варианта решения психофизической (психофизиологической) проблемы:
- 3.5.3. Проблема биологического и социального как междисциплинарная проблема.
- 3.5.4. Психогностическая проблема
- Тема 3.6. Основные объяснительные принципы психологии
- 3.6.1. Принцип детерминизма
- 3.6.2.Принцип развития
- 3.6.3. Принцип системности
- Тема 3.7. Основные направления методологических дискуссий в современной психологии
- Раздел 4. Разработка программы исследования
Элементы контроля
- коллоквиум по Методологическим и теоретическим основаниям системного подходаКоллоквиум по введению в общую теорию систем, общим представлениям о семье как живой системе, теории коммуникации и коммуникативной системе
- Аудиторная работа по разделу "Трансгенерационный подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- Аудиторная работа по разделу "Исследование собственной семейной системы"оценивается содержательное участие в обсуждениях
- Аудиторная работа по разделу "Структурный подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- эссе по разделу "Трансгенерационный подход"Эссе по заданию преподавателя на понимание базовых концепций теории семейных систем М.Боуэна
- Отчет по генограммеПисьменный отчет по анализу генограммы собственной семейной системы
- анализ кейса в структурном подходеАнализ кейса (на примере работы С. Минухина с семьей) в структурной логике (диагностика семейной системы; определение техник, использованных в ходе сессии; формирование возможной стратегии дальнейшей работы в структурной логике).
- Аудиторная работа по разделу "Стратегический подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- Аудиторная работа подразделу "Миланский подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- экзамен по разделу "Стратегический подход"Экзамен по разделу предполагает ответ на теоретический вопрос + анализ случая с точки зрения стратегической; терапии (идентифицированный пациент, системная гипотеза, направление терапевтической работы, варианты применяемых техник и интервенций).
- Эссе по разделу "Миланский подход"Эссе на тему "Трансформация миланского подхода"
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.06 * Аудиторная работа по разделу "Трансгенерационный подход" + 0.06 * Аудиторная работа подразделу "Миланский подход" + 0.13 * Эссе по разделу "Миланский подход" + 0.05 * коллоквиум по Методологическим и теоретическим основаниям системного подхода + 0.13 * экзамен по разделу "Стратегический подход" + 0.06 * Аудиторная работа по разделу "Исследование собственной семейной системы" + 0.06 * Аудиторная работа по разделу "Стратегический подход" + 0.06 * Аудиторная работа по разделу "Структурный подход" + 0.13 * Отчет по генограмме + 0.13 * эссе по разделу "Трансгенерационный подход" + 0.13 * анализ кейса в структурном подходе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Искусство быстрых изменений : краткосроч. стратег. терапия, Нардонэ, Дж., 2006
- Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
- Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Детская и подростковая психотерапия : учебник для вузов / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00349-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469155 (дата обращения: 28.08.2023).
- Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики, Черников, А. В., 2005
- Стратегии семейной терапии : терапия Милтона Эриксона в контексте семейной терапии: пер. с англ., Эриксон, М., 2001
- Стратегическая семейная терапия : учеб. пособие, Маданес, К., 1999
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна : основные понятия, методы и клиническая практика, Боуэн, М., 2012
- Экология разума : избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии, Бейтсон, Г., 2000