Бакалавриат
2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Зинченко Софья Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Предмет изучения данного курса - история изобразительного искусства и архитектуры в древней Греции с III тыс. до рубежа новой эры и в древнем Риме с VIII в. до н.э. по IV-V вв. н.э. Цель курса - познакомить студентов с фактологической стороной истории искусства античного мира. Задача курса - научить студента понимать произведения античного искусства. Это понимание состоит, с одной стороны, в умении осознанно воспринимать художественный язык архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, в знании формальных приемов построения формы произведения, стилистики и техники художественного творчества. С другой стороны, понимание произведений искусства включает знание его идеологических основ, умение разобраться в общественных условиях существования и развития искусства, выявить социологическую обусловленность художественных стилей и творчества крупнейших мастеров.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории;
- о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира;
- ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира;
- выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира;
- выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира;
- выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры;
- выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
- освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения
- определяет основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- определяет основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- определяет основные виды искусства периода архаики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
- определяет основные виды искусства периода классики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
- определяет основные виды искусства эллинизма, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- определяет основные виды искусства этрусков, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
- определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
- определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- определяет основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
- Умеет понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положит. и отрицат. черты, знает основные памятники
Содержание учебной дисциплины
- Искусство Эгейского мира.
- Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени) (XI - VIII в. до. н.э.)
- Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
- Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
- Искусство этрусков и древних италиков
- Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)
- Изобразительное искусство и архитектура эллинизма
- Изобразительное искусство Древнего Рима. Тема 1. Искусство эпохи Республики.
- Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.)
- Архитектура Древнего Рима
- Тема 2.Искусство эпохи империи. Эпоха Принципата.
- Тема 3. Конец эпохи принцита.
- Тема 4. Время домината.
Элементы контроля
- Архитектура Др. ГрецииАрхитектура Др. Греции
- Изобразительное искусство Др. ГрецииИзобразительное искусство Др. Греции
- Изобразительное искусство Др. РимаИзобразительное искусство Др. Рима
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модульТесты по архитектуре Др. Греции и по изобразительному искусству Др. Греции и Др. Рима - 3 шт. Каждый тест оценивается в 10 баллов. Текущая оценка составляет 60%, экзамен - 40%
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
- Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08094-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433478 (дата обращения: 28.08.2023).
- Всеобщая история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11918-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446436 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
- Gilhaus, L. R. (2015). The Oxford Handbook of Roman Sculpture [Rezension]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F0121FD8
- Samama Evelyne. (2013). 4. The Oxford Handbook of Hellenic Studies, ed. Georges Boys-Stones, Barbara Graziosi, Phiroze Vasunia. Revue Des Études Grecques, (2), 649. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2013.num.126.2.8149.t16.0649.0000.2
- Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
- Xenia Pausan. (2015). Clemente Marconi (Ed.), the Oxford Handbook of Greek and Roman Art and Architecture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E39812D
- История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
- История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003