• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Визуальные коды авангарда"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Спецсеминар (40 часов) построен преимущественно на материале авангардной эпохи и посвящен рассмотрению двух важнейших элементов авторских стратегий и самопрезентаций — обложке и (авто)портрету. Творцы авангарда, с их жизнетворческими интенциями, установкой на игру, манифестарными и максималистскими амбициями, могли придавать особое значение как обложкам своих книг, так и (авто)портретам. На сегодняшний день ни обложкам, ни иконографии авангардных персон исследователи не уделяют достаточного внимания. Между тем, очевидно, что обложка — это первое, с чем сталкивается читатель книги. Обложка вместе с заглавием способна демонстрировать широкий набор разнообразных авторских интенций (начиная с манипуляций именем/псевдонимом); обложка и/или заглавие в отдельных случаях — это ключ к прочтению и интерпретации. При этом визуальная составляющая обложки может радикально расширять ее смысловой диапазон и медийный эффект, реализуя разнообразные стратегии автора. Творцы авангардной эпохи, как и их старшие современники (символисты), ярко поиграли на этом поле — поле обложки. В рамках курса планируется «медленное чтение» обложек и разбор ряда конкретных примеров, когда книжная обложка демонстрировала различные формы проявления интертекстуальности: изобразительно-шрифтовой комплекс обложки мог нести функции скрытой цитации, либо явной или законспирированной пародии, либо пастиша, либо переработки исходного прототипа и творческого заимствования и т. д. — вплоть до отражений собственного жизнетворческого мифа или даже зашифрованного политического высказывания и манифеста. Вполне допустимо рассматривать визуализированную полную прижизненную БИБЛИОграфию (совокупность обложек) того или иного поэта — как его автоБИОграфию; с еще большей очевидностью прижизненная ИКОНОграфия тоже может трактоваться как лаконичная в своей дискретности визуальная БИОграфия. Вместе они способны существенно обогатить наши представления об авторских стратегиях и самопрезентациях творцов авангарда и об эпохе в целом, а также точнее документировать и реконструировать жизнь и творческую судьбу поэта или художника. Кроме того, этот визуальный ряд дает богатую почву для широких филологических, искусствоведческих и культурологических наблюдений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание у слушателей представления о работе с визуальным авангардистским артефактом как с историко-литературным источником (нередко провокативно-девиантного характера). Проблематизация аутентичности авангардистского артефакта и демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией, репродукцией, репликой), чреватой вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудноверифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование навыков «искусства видеть», в аспекте осознания обычно почти не замечаемой «проблемы обложки» — и возможного потенциала ее дешифровки.
  • Подступ к пониманию «проблемы портрета» литературной персоны.
  • Ожидается, что слушатели получат импульс к самостоятельной исследовательской работе, а также умению работы с библиографией и соответствующими справочниками; кроме того, ожидается интерес к иконографии авангардистских акторов, а также к феномену заглавия (появлению навыков классификации заглавий литературных текстов и сопутствующей рефлексии).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводные аспекты, терминология и настройка оптики.
  • Вход в книгу: от обложки до эпиграфа.
  • Обложки символистов (беглый экскурс).
  • Обложки конструктивистов.
  • Имя автора на обложке.
  • Портрет и автопортрет как самопрезентация.
  • Портрет на обложке и фронтисписе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа и устный мини-доклад
    Аудиторная работа предполагает разнообразное участие студентов в ходе семинарских занятий (обсуждение прочитанных текстов, обсуждение визуальных артефактов, представление результатов самостоятельного поиска визуальной информации, ответы на вопросы, постановка вопросов, а также выступление с мини-докладом). В течение двух модулей каждый студент должен хотя бы один раз выступить с мини-докладом, в котором представить свои наблюдения и/или находки в области обложек или портретов. Длительность выступления 15–20 минут.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.7 * Итоговая письменная работа + 0.3 * Аудиторная работа и устный мини-доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Фещенко, В. В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве : монография / В. В. Фещенко. — Москва : Языки славянских культур, 2009. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0318-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Ростовой Н.Н. - Философия русского авангарда. Коллективная монография - 978-5-9988-0649-0 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/38598 - 38598 - PROSPECT

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Ромахин Андрей Анатольевич