• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Физиология человека с основами биофизики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление: 06.03.01. Биология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Физиология — наука о жизненных функциях организма и его отдельных структур, механизмах их осуществления и регуляции. Предметом изучения физиологии являются проявления жизненных функций, начиная с молекулярного уровня и заканчивая целым организмом, включая поведенческие реакции, сознание и мышление. Физиология изучает роль различных веществ в организме и источники получения энергии, механизмы взаимодействия клеток и объединения их в ткани, органы и целостный организм. Физиология исследует взаимодействие организма с внешней средой и механизмы адаптации, а также становление физиологических функций в филогенезе и онтогенезе. Биофизика - наука о физических процессах, протекающих в биологических системах разного уровня организации, и о влиянии на биологические объекты различных физических факторов. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Физиология животных и человека с элементами биофизики», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Профессиональный цикл» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой части. Осваивается на 2 курсе в 3-4 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных», «Зоология позвоночных животных» «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия для биологии и медицины», «Молекулярная биология», «Клеточная биология: основы биопроцессов». Основные положения дисциплины «Физиология животных и человека с элементами биофизики» будут использоваться в рамках изучения дисциплин «Эмбриология», «Клеточные технологии и инженерия», «Биоэнергетика», «Медицинская биотехнология» и др., а также при прохождении практик на 2-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • является формирование у студентов представлений о физиологии центральной и периферической нервной системы, особенности строения и функционирования нейронов, глиальных клеток и нервной ткани в целом; организации нервной системы, в том числе головного и спинного мозга и функционировании их отделов; электрофизиологических процессах в возбудимых клетках; особенностях функционирования и регуляции скелетной, сердечной и гладкой мускулатуры. Формирование у студентов представлений о принципах работы и адаптации сенсорных систем, обеспечивающих восприятие стимулов разных модальностей; регуляции функций основных систем жизнеобеспечения с помощью вегетативной нервной системы.
  • является дать студентам современные представления о принципах и механизмах регуляции сердечно-сосудистой системы человека, взаимодействии системных и локальных механизмах регуляции кровотока при адаптивных реакциях организма, функционировании и регуляции дыхательной системы; формирование представлений о функциях клеточных элементов крови, гемостаза, антикоагулянтных систем и фибринолиза; формирование представлений о принципах работы эндокринной системы, классификации гуморальных регуляторов и их рецепторов, функциях гормонов для понимания гормональных механизмов управления процессами жизнедеятельности; формирование представлений о функционировании выделительной системы, процессах мочеобразования в нефронах почек и их регуляции; формирование представлений о строении, функционировании и комплексной регуляции отделов пищеварительной системы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует белково-липидный состав клеточных мембран
  • анализирует газообмен и его регуляцию в легких
  • анализирует изменения объема и давления в разных отделах сердца в ходе сердечного цикла
  • анализирует математическую модель Ходжкина-Хаксли
  • анализирует механизм генерации ЭКГ в разных отведениях
  • анализирует механизм механотрансдукции
  • анализирует механизм фототрансдукции
  • анализирует механизмы действия гормонов, их участие в регуляции различных процессов в норме и патологии
  • анализирует механизмы и параметры, определяющие соотношение фильтрации и реабсорбции в капиллярах
  • анализирует особенности строения и функционирования ротовой полости, пищевода и желудка
  • анализирует особенности транспорта газов кровью
  • анализирует особенности электромеханического сопряжения в разных типах мышц
  • анализирует последовательность событий при функционировании химического синапса
  • анализирует принципы работы эндокринных желез
  • анализирует различия регуляции кровоснабжения разных органов
  • анализирует разницу между мембранным потенциалом и равновесным потенциалом для иона.
  • анализирует разнообразие глиальных клеток
  • анализирует разные механизмы регуляции работы сердца
  • анализирует разные типы памяти и их структурно-функциональные корреляты
  • анализирует регуляцию работы почек
  • анализирует строение и функционирование кожных механорецепторов, проприорецепторов, ноцицепторов и терморецепторов
  • анализирует функции ядер черепно-мозговых нервов
  • анализирует функционирование компонентов противосвертывающей системы и фибринолиза
  • представляет строение оболочек мозга и функционирования барьеров
  • решает уравнения Нернста и Голдмана-Ходжкина Катца
  • сравнивает динамику и направление ионных токов при развитии потенциала действия
  • сравнивает зрительные иллюзии
  • сравнивает ионные токи, обеспечивающие развитие ПД в проводящей системе сердца и рабочем миокарде
  • сравнивает ключевые параметры, определяющие изменения дыхания, и механизмы его регуляции
  • сравнивает механизмы инициирования, реализации и функционального значения вдоха и выдоха.
  • сравнивает механизмы передачи электрических сигналов между клетками
  • сравнивает механизмы процессов трансмембранного транспорта
  • сравнивает механизмы регуляции артериального давления
  • сравнивает механизмы регуляции тонуса сосудов
  • сравнивает механизмы трансдукции сигнала при рецепции в разных анализаторах
  • сравнивает общее и раздельное регулирование работы внутренних органов с помощью ВНС
  • сравнивает особенности пищеварения в 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике
  • сравнивает процессы фильтрации, реабсорбции и экскреции в разных отделах нефрона
  • сравнивает развитие постсинаптических сигналов
  • сравнивает реализацию первичного и вторичного гемостаза
  • сравнивает строение и функциональное значение разных типов кровеносных сосудов
  • сравнивает строение и функционирование симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
  • сравнивает строение рефлекторных дуг соматического и вегетативного рефлекса.
  • сравнивает теории академиков Павлова и Анохина
  • сравнивает три типа мускулатуры
  • сравнивает функции гормонов
  • сравнивает функциональное значение разных зон коры больших полушарий
  • сравнивает функциональное значение разных отделов желудочно-кишечного-тракта
  • сравнивает функциональную роль мозжечка и базальных ганглиев в реализации двигательных актов
  • сравнивает функциональные особенности разных морфологических типов нейронов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в физиологию животных и человека. Поперечно-полосатые мышцы.
  • Тема 2. Биологические мембраны. Трансмембранный перенос веществ. Электрохимический потенциал.
  • Тема 3. Потенциал покоя. Потенциал действия.
  • Тема 4. Синапс: строение, передача сигнала.
  • Тема 5. Нервная система : клеточный состав, полости, оболочки, барьеры.
  • Тема 6. Нервная система: Принципы строения, спинной мозг, продолговатый мозг и средний мозг
  • Тема 7. Нервная система: мозжечок, промежуточный мозг, базальные ганглии, кора больших полушарий.
  • Тема 8. Сенсорные системы.
  • Тема 9. Сенсорные системы. Зрительный анализатор
  • Тема 10. Сенсорные системы. Слуховой и вестибулярный анализаторы.
  • Тема 11. Вегетативная нервная система.
  • Тема 12. Сердце - электрическая активность.
  • Тема 13. Сердце - механическая активность.
  • Тема 14. Кровообращение - кровеносные сосуды.
  • Тема 15. Кровообращение - регуляция.
  • Тема 16. Кровь: состав, защитные свойства, фибринолиз.
  • Тема 17. Дыхание - легочная вентиляция.
  • Тема 18. Дыхание - транспорт газов и регуляция дыхания.
  • Тема 19. Эндокринная система.
  • Тема 20. Эндокринная система.
  • Тема 21. Выделение.
  • Тема 22. Пищеварение.
  • Тема 23. Пищеварение.
  • Тема 24. Поведение человека и животных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная 1
  • неблокирующий Контрольная 2
  • неблокирующий Контрольная 3
  • неблокирующий Контрольная 4
  • неблокирующий Контрольная 5
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Контрольная 1 + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Контрольная 5 + 0.1 * Контрольная 3 + 0.1 * Контрольная 4 + 0.1 * Контрольная 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сергеев, И. Ю.  Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1. Нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8578-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451005 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сергеев, И. Ю.  Физиология человека и животных в 3 т. Т. 2. Кровь, иммунитет, гормоны, репродукция, кровообращение : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8760-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451020 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сергеев, И. Ю.  Физиология человека и животных в 3 т. Т. 3. Мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9077-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451082 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berne & Levy physiology, Koeppen, B. M., 2018
  • Medical physiology, , 2017
  • Балезина, О. П.  Физиология: биопотенциалы и электрическая активность клеток : учебное пособие для вузов / О. П. Балезина, А. Е. Гайдуков, И. Ю. Сергеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04264-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452969 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Болдырева Мария Александровна
  • Яхина Мария Рафаиловна
  • Тоневицкий Александр Григорьевич
  • Гайдуков Александр Евгеньевич