Бакалавриат
2022/2023
Физиология человека с основами биофизики
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление:
06.03.01. Биология
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Физиология — наука о жизненных функциях организма и его отдельных структур, механизмах их осуществления и регуляции. Предметом изучения физиологии являются проявления жизненных функций, начиная с молекулярного уровня и заканчивая целым организмом, включая поведенческие реакции, сознание и мышление. Физиология изучает роль различных веществ в организме и источники получения энергии, механизмы взаимодействия клеток и объединения их в ткани, органы и целостный организм. Физиология исследует взаимодействие организма с внешней средой и механизмы адаптации, а также становление физиологических функций в филогенезе и онтогенезе. Биофизика - наука о физических процессах, протекающих в биологических системах разного уровня организации, и о влиянии на биологические объекты различных физических факторов. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Физиология животных и человека с элементами биофизики», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Профессиональный цикл» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой части. Осваивается на 2 курсе в 3-4 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных», «Зоология позвоночных животных» «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия для биологии и медицины», «Молекулярная биология», «Клеточная биология: основы биопроцессов». Основные положения дисциплины «Физиология животных и человека с элементами биофизики» будут использоваться в рамках изучения дисциплин «Эмбриология», «Клеточные технологии и инженерия», «Биоэнергетика», «Медицинская биотехнология» и др., а также при прохождении практик на 2-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины
- является формирование у студентов представлений о физиологии центральной и периферической нервной системы, особенности строения и функционирования нейронов, глиальных клеток и нервной ткани в целом; организации нервной системы, в том числе головного и спинного мозга и функционировании их отделов; электрофизиологических процессах в возбудимых клетках; особенностях функционирования и регуляции скелетной, сердечной и гладкой мускулатуры. Формирование у студентов представлений о принципах работы и адаптации сенсорных систем, обеспечивающих восприятие стимулов разных модальностей; регуляции функций основных систем жизнеобеспечения с помощью вегетативной нервной системы.
- является дать студентам современные представления о принципах и механизмах регуляции сердечно-сосудистой системы человека, взаимодействии системных и локальных механизмах регуляции кровотока при адаптивных реакциях организма, функционировании и регуляции дыхательной системы; формирование представлений о функциях клеточных элементов крови, гемостаза, антикоагулянтных систем и фибринолиза; формирование представлений о принципах работы эндокринной системы, классификации гуморальных регуляторов и их рецепторов, функциях гормонов для понимания гормональных механизмов управления процессами жизнедеятельности; формирование представлений о функционировании выделительной системы, процессах мочеобразования в нефронах почек и их регуляции; формирование представлений о строении, функционировании и комплексной регуляции отделов пищеварительной системы.
Планируемые результаты обучения
- анализирует белково-липидный состав клеточных мембран
- анализирует газообмен и его регуляцию в легких
- анализирует изменения объема и давления в разных отделах сердца в ходе сердечного цикла
- анализирует математическую модель Ходжкина-Хаксли
- анализирует механизм генерации ЭКГ в разных отведениях
- анализирует механизм механотрансдукции
- анализирует механизм фототрансдукции
- анализирует механизмы действия гормонов, их участие в регуляции различных процессов в норме и патологии
- анализирует механизмы и параметры, определяющие соотношение фильтрации и реабсорбции в капиллярах
- анализирует особенности строения и функционирования ротовой полости, пищевода и желудка
- анализирует особенности транспорта газов кровью
- анализирует особенности электромеханического сопряжения в разных типах мышц
- анализирует последовательность событий при функционировании химического синапса
- анализирует принципы работы эндокринных желез
- анализирует различия регуляции кровоснабжения разных органов
- анализирует разницу между мембранным потенциалом и равновесным потенциалом для иона.
- анализирует разнообразие глиальных клеток
- анализирует разные механизмы регуляции работы сердца
- анализирует разные типы памяти и их структурно-функциональные корреляты
- анализирует регуляцию работы почек
- анализирует строение и функционирование кожных механорецепторов, проприорецепторов, ноцицепторов и терморецепторов
- анализирует функции ядер черепно-мозговых нервов
- анализирует функционирование компонентов противосвертывающей системы и фибринолиза
- представляет строение оболочек мозга и функционирования барьеров
- решает уравнения Нернста и Голдмана-Ходжкина Катца
- сравнивает динамику и направление ионных токов при развитии потенциала действия
- сравнивает зрительные иллюзии
- сравнивает ионные токи, обеспечивающие развитие ПД в проводящей системе сердца и рабочем миокарде
- сравнивает ключевые параметры, определяющие изменения дыхания, и механизмы его регуляции
- сравнивает механизмы инициирования, реализации и функционального значения вдоха и выдоха.
- сравнивает механизмы передачи электрических сигналов между клетками
- сравнивает механизмы процессов трансмембранного транспорта
- сравнивает механизмы регуляции артериального давления
- сравнивает механизмы регуляции тонуса сосудов
- сравнивает механизмы трансдукции сигнала при рецепции в разных анализаторах
- сравнивает общее и раздельное регулирование работы внутренних органов с помощью ВНС
- сравнивает особенности пищеварения в 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике
- сравнивает процессы фильтрации, реабсорбции и экскреции в разных отделах нефрона
- сравнивает развитие постсинаптических сигналов
- сравнивает реализацию первичного и вторичного гемостаза
- сравнивает строение и функциональное значение разных типов кровеносных сосудов
- сравнивает строение и функционирование симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
- сравнивает строение рефлекторных дуг соматического и вегетативного рефлекса.
- сравнивает теории академиков Павлова и Анохина
- сравнивает три типа мускулатуры
- сравнивает функции гормонов
- сравнивает функциональное значение разных зон коры больших полушарий
- сравнивает функциональное значение разных отделов желудочно-кишечного-тракта
- сравнивает функциональную роль мозжечка и базальных ганглиев в реализации двигательных актов
- сравнивает функциональные особенности разных морфологических типов нейронов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в физиологию животных и человека. Поперечно-полосатые мышцы.
- Тема 2. Биологические мембраны. Трансмембранный перенос веществ. Электрохимический потенциал.
- Тема 3. Потенциал покоя. Потенциал действия.
- Тема 4. Синапс: строение, передача сигнала.
- Тема 5. Нервная система : клеточный состав, полости, оболочки, барьеры.
- Тема 6. Нервная система: Принципы строения, спинной мозг, продолговатый мозг и средний мозг
- Тема 7. Нервная система: мозжечок, промежуточный мозг, базальные ганглии, кора больших полушарий.
- Тема 8. Сенсорные системы.
- Тема 9. Сенсорные системы. Зрительный анализатор
- Тема 10. Сенсорные системы. Слуховой и вестибулярный анализаторы.
- Тема 11. Вегетативная нервная система.
- Тема 12. Сердце - электрическая активность.
- Тема 13. Сердце - механическая активность.
- Тема 14. Кровообращение - кровеносные сосуды.
- Тема 15. Кровообращение - регуляция.
- Тема 16. Кровь: состав, защитные свойства, фибринолиз.
- Тема 17. Дыхание - легочная вентиляция.
- Тема 18. Дыхание - транспорт газов и регуляция дыхания.
- Тема 19. Эндокринная система.
- Тема 20. Эндокринная система.
- Тема 21. Выделение.
- Тема 22. Пищеварение.
- Тема 23. Пищеварение.
- Тема 24. Поведение человека и животных.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * Контрольная 1 + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Контрольная 5 + 0.1 * Контрольная 3 + 0.1 * Контрольная 4 + 0.1 * Контрольная 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1. Нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8578-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451005 (дата обращения: 28.08.2023).
- Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 2. Кровь, иммунитет, гормоны, репродукция, кровообращение : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8760-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451020 (дата обращения: 28.08.2023).
- Сергеев, И. Ю. Физиология человека и животных в 3 т. Т. 3. Мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9077-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451082 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Berne & Levy physiology, Koeppen, B. M., 2018
- Medical physiology, , 2017
- Балезина, О. П. Физиология: биопотенциалы и электрическая активность клеток : учебное пособие для вузов / О. П. Балезина, А. Е. Гайдуков, И. Ю. Сергеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04264-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452969 (дата обращения: 28.08.2023).