2022/2023




Аграрная социология и сельское развитие
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт аграрных исследований
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Основной акцент курса направлен на объяснение современной аграрной политики постсоветской России, изучение интересов и стимулов основных участников процесса, места российского АПК в глобальном мире, потенциала роста и оценки влияния аграрной политики на занятость и благосостояние сельского населения, а также рассмотрение социальной составляющей экономических процессов в сельской местности.
Цель освоения дисциплины
- Раздел курса «Аграрная социология» предусмотрен для знакомства с неэкономическим контекстом экономических отношений и процессов на селе. Социологический взгляд на хозяйство предполагает, что сельскохозяйственное производство является неотъемлемой частью социальной жизни на селе. Поэтому семейные, классовые, миграционные, соседские, политические и прочие формы социальных отношений и процессов неразрывно связаны с изменениями в организации сельскохозяйственного производства. Раздел посвящен не только современному российскому селу и его историческим корням, но и общемировым аграрным процессам, что позволяет в сравнении показать особенности сельского развития в современной России. Курс выстроен вокруг таких понятий как крестьянство, сельское сообщество, аграрный капитализм, аграрный вопрос, глобализация, сельские движения и протесты и др. Раздела курса «Сельское развитие» направлен на ознакомление с концепцией сельского развития в России и мире, изучение теории и эволюции государственной поддержки сельского развития с учётом мировой практики (ЕС, США, Бразилия, Южная Корея) и возможности применения её основных элементов на сельских территориях Российской Федерации. Это особенно актуально в настоящий момент, когда закладываются основы реализации мероприятий новой государственной программы комплексного развития сельских территорий. Анализ подходов к оценке влияния политики на развитие сельских территорий позволит магистру в будущем формулировать рекомендации правительству, бизнесу, академическому сообществу и гражданскому обществу по наиболее рациональному использованию бюджетных средств для улучшения качества жизни сельского населения и экологической обстановки в сельских территориях.
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с доступными базами данных показателей сельского развития Росстата, Всемирного банка, ОЭСР, Минсельхоза России, Минэкономразвития России
- Знакомство с теорией и эволюцией государственной поддержки сельского развития с учётом мировой практики (ЕС, США, Бразилия, Южная Корея) и возможностями применения её основных элементов на сельских территориях Российской Федерации
- Знакомство с теорией сельского развития, его целями, задачами и механизмами.
- Изучение критериев для определения видов типологии сельских территорий (сельских агломераций) с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта
- Изучение основных инструментов и механизмов политики сельского развития в Российской Федерации, классификации мер в соответствии с существующей классификацией ВТО и ОЭСР
- Изучение ретроспективного и текущего состояния развития сельских территорий по ключевым социально-экономическим показателям
- Изучение теоретических основ и практических примеров использования коэффициентов оценки уровня государственной поддержки сельского хозяйства и сельского развития; анализ подходов к оценке влияния политики на развитие сельских территорий
- Систематизация и анализ действующих инструментов и механизмов политики сельского развития, направленных на развитие сельской занятости, в т.ч. альтернативной, и привлечение специалистов на село: - прямые – направленные непосредственно на развитие сельской занятости и привлечение специалистов в сельскую местность, - косвенные – побочным эффектом, которых является какое-либо влияние на сельскую занятость.
- Знать основные вопросы и определения сельской социологии: крестьянство, фермерство, сельское сообщество, локальная культура, сельско-городской континуум.
- Уметь разбираться в исторических и современных региональных формах крестьянских и фермерских хозяйств. Знать особенности организационного плана экономики сельского домохозяйства. Знать методику изучения бюджетов сельских домохозяйств.
- Знать понятия основных социологических особенностей организации крупного аграрного предприятия. Знать основные виды и формы крупных аграрных предприятий. Знать механизм взаимодействия аграрного предприятия с сельскими домохозяйствами и территориями.
- Знать основные особенности региональных, этнокультурных и социо-экономических типов сельских сообществ. Уметь применять социологические методики исследования картин села.
- Знать механизмы реализации исследовательских проектах власти на селе. Знать социальные характеристики типических агентов и представителей власти на селе, особенности борьбы за власть на селе. Уметь применять социологические методики изучения власти на селе.
Содержание учебной дисциплины
- Теория развития сельских территорий и эволюция государственной поддержки, понятие устойчивого развития. Отраслевая, территориальная и перераспределительная модели сельского развития
- Определение сельских территорий: критерии отнесения к сельской местности, типология по основным природно-климатическим, пространственно-географическим и социально-экономическим характеристикам
- Международный опыт развития сельских территорий, включающий институциональные инновации, социальное выравнивание, вопросы участия сельского населения в реализации программ
- Сельские территории Российской Федерации: текущее состояние и основные вызовы развития
- Оценка влияния государственной политики на развитие сельских территорий: методы и результаты
- Меры общей поддержки сельского развития
- Основные показатели сельского развития в современной России
- Занятость и доходы сельского населения
- Введение в историю, теорию и методологию «Сельской социологии» XIX–XX вв. Основные вопросы и определения этой науки
- Социологические исследования сельских домохозяйств: крестьяне, фермеры, сельскохозяйственные работники, дачники, родовые поместья
- Социологические исследования аграрных предприятий: от помещичьих хозяйств, колхозов и совхозов до кооперативов, фермерских хозяйств, агрофирм и агрохолдингов
- Социологические исследования сельских сообществ: от крестьянских общин и сельских коммун до сельских муниципалитетов и экопоселений
- Социологические исследования культуры и власти на селе: парадоксы формальной и неформальной власти, феномен оружия слабых, сельское развитие через политику и культуру
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Активность на семинаре + 0.7 * Реферат
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.8 * Устный экзамен + 0.2 * Активность на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Голоса крестьян : сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах, , 1996
- Флигстин, Н. (2013). The Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies (translated by Alexander Kurakin) ; Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века (перевод А. А. Куракина). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDCFA039
Рекомендуемая дополнительная литература
- Сельская Россия на перепутье : геогр. очерки, Нефедова, Т. Г., 2003
- Социальная динамика аграрных изменений, Бернстайн, Г., 2016