• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Ориентированная на решение краткосрочная терапия с парой и детьми

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 22
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины даст возможность профессионально применять навыки работы в подходе Ориентированной на решение краткосрочной терапии в ситуации супружеских запросов разного плана, в том числе в работе с конфликтующей супружеской парой. Позволит овладеть методами ОРКТ в работе с детьми разного возраста и всей семьей. Как правило такая практика использования ОРКТ оказыавается весьма эффективной. В дисциплину также включен раздел, в котором представлен он-лайн курс лекций А.Я.Варга "Основные типы детко-родительского взаимодействия и продуктивные и непродуктивные родительские установки". Он выступает полезной базой для освоения материала, представляемого на очных практических занятиях по дисциплине и при этом может изучаться студентами самостоятельно в течение соответствующего учебного модуля в удобном для них графие
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами основных принципов работы в Ориентированной на решение краткосрочной терапии - (Solution focused brief Family therapy (далее – ОРКТ) в работе с супружескими парами и детьми в контексте общей методологии подхода.
  • Овладение методами работы в ОРКТ, модифицированными для работы с супружеской парой, детьми, семьей с детьми.
  • Выработка у учащихся навыков творческого подхода к методическим и техническим возможностям подхода, умение их модифицировать в зависимости запроса клиентов и задач терапевтической работы.
  • Знание основных трудностей, с которыми может сталкиваться российская семья, воспитаывающая детей. Различение проуктивных и непродуктивных родительских устрановок в воспитании детей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет и может обосновать представление об основных трудностях и психологических запросах российской семьи с ребенком(детьми), Может концептуально связать ту или иную трудность с контекстом этапа жизненного цикла семьи, особенностей расширенной семьи, историческим и культурным контекстом, актуальными нормами и социальными конструктами.
  • Владеет основными принципами организации циркулярной работы с парой, ориентированной не на проблему, а на решение
  • Сформировано представление о способах и возможных вариантах модификации основных принципов ОРКТ в работе с детьми
  • Умеет босновывать конкретный, выбранный в каждом случае сеттинг построения работы с семьей с ребенком, применение и использование соответствующих техник ( в частности -умение использовать родителя как «голос» и ресурсребенка , модифицировать техники ОРКТ для работы с детьми т.п.)
  • Умеет вырабатывать адекватные для специфики заявленного запроса супружеской пары приемы и использовать адекватный запросу стиль взаимодействия, ориентированный прежде всего на сотрудничество
  • Умеет модифицировать методы и приемы ОРКТ в работе с двумя супругами. Применяет все основные приемы сеттинга ОРКТ в работе с парой
  • Уметь модифицировать все основные техники ОРКТ ( прежде всего, шкалирование, построение «решения», «чудесны вопрос») для работы с детьми и адекватно применять их
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия с супружеской парой.
  • Тема 1. 1. Особенности работы с парой в ОРКТ. Принципы циркулярной работы в ОРКТ.
  • Тема 1. 2. Особенности использования основных техник ОРКТ в работе с парой.
  • Раздел 2. Ориентированная на решение краткосрочная терапия с детьми
  • Тема 2. 1. Модификация и особенности использования принципов и методов ОРКТ в работе с детьми. Работа со всей семьей, родителями и собственно с ребенком (детьми).
  • Тема 2. 2. Модификация основных методов и техник ОРКТ в работе с детьми.
  • Раздел 3. Основные принципы детско-родительского взаимодействия. Продуктивные и не продуктивные родительские установки- он-лайн платформа Coursera) https://www.coursera.org/learn/vospitat-detei-pravilno
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа по разделу 1
    Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях: активность на семинарских и практических занятиях, в обсуждениях, работу в малых группах, работу «в круге» - успешность и степень учебной вовлеченности в выполнение ими учебных упражнений и практических отработок приемов- способность адекватно рефлексировать уровень понимания, освоенности навыка и корректировать его, запрашивать помощь и необходимые ориентиры и технические «опоры» в их освоении.
  • неблокирующий Аудиторная работа по разделу 2
    Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях: активность на семинарских и практических занятиях, в обсуждениях, работу в малых группах, работу «в круге» - успешность и степень учебной вовлеченности в выполнение ими учебных упражнений и практических отработок приемов- способность адекватно рефлексировать уровень понимания, освоенности навыка и корректировать его, запрашивать помощь и необходимые ориентиры и технические «опоры» в их освоении.
  • неблокирующий Дискуссия / упражнения раздела 1
    По окончании каждой темы каждого проводиться итоговая дискуссия или итоговое контрольное выполнение упражнений. В итоговой дискусси оценивается уровень вклада обучающегося в ее ход, уровень аргументации, владение необходимыми знаниями и теоретическим материалом В выполнении контрольного упражнения (раздел 1, 2) оценивается способность учащегося на правильном техническом уровне вести прием с симулированной парой или семьей с ребенком
  • неблокирующий Дискуссия / упражнение по разделу 2
    По окончании каждой темы каждого проводиться итоговая дискуссия или итоговое контрольное выполнение упражнений. В итоговой дискусси оценивается уровень вклада обучающегося в ее ход, уровень аргументации, владение необходимыми знаниями и теоретическим материалом В выполнении контрольного упражнения (раздел 1, 2) оценивается способность учащегося на правильном техническом уровне вести прием с симулированной парой или семьей с ребенком
  • неблокирующий Дискуссия по разделу 3
    По окончании третьего раздела проводиться итоговая дискуссия. В ней оценивается уровень вклада обучающегося в ее ход, уровень аргументации, владение необходимыми знаниями и теоретическим материалом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аудиторная работа по разделу 1 + 0.2 * Дискуссия / упражнение по разделу 2 + 0.2 * Дискуссия / упражнения раздела 1 + 0.1 * Дискуссия по разделу 3 + 0.3 * Аудиторная работа по разделу 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Использование в работе на телефоне доверия подхода "Ориентированная на решение краткосрочная псих... : учеб.-метод. пособие, Будинайте, Г. Л., 2016

Авторы

  • Чеботарева Елена Юрьевна
  • Кожина Анастасия Владимировна
  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Зеленская Мария Сергеевна