2022/2023
Психосемантика и психолингвистика: психология медиаэффектов
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент иностранных языков
Когда читается:
3 модуль
Онлайн-часы:
8
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Кудрявцева Елена Игоревна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Любое медиапослание – это текст, вне зависимости, какая знаковая система используется для его создания: буквенная, цифровая, цветовая, звуковая. Умение строить тексты, содержащие однозначно трактуемый месседж или включающие в себя скрытые, неявные смыслы – важное умение любого специалиста медиаиндустрии. Студенты научатся раскрывать механизмы психологического воздействия, на основании которых формируется любое послание, а также смогут строить тексты заданной направленности, используя эти механизмы.
Цель освоения дисциплины
- Создать устойчивые представления о сущности знака и текста как коммуникативного средства
- Развить навыки семантического анализа на основе методов психосемантики и психолингвистики
- Сформировать критерии оценки субъективного мира, декларируемого конкретным текстом
- Сформировать понимание индивидуальных факторов формирования и отражения субъективного мира
- Развить навыки учета иного мнения при анализе текстов
- Развить навыки непосредственной и опосредованной коммуникации
- Развить навыки оказания направленного воздействия через текст
Планируемые результаты обучения
- 1. Использовать терминологию семантического анализа при описании процесса и результата текстовой деятельности
- 2. Применять основные концепции теорий психосемантики и психолингвистики при анализе коммуникативных ситуаций и текстов
- 3. Применять принципы системного анализа и критического мышления для оценки коммуникативной ситуации и коммуникативных средств
- 4. Использовать психологические знания для оценки собственной коммуникативной интенции
- 5. Использовать техники и технологии построения текстов с заданными семантическими характеристиками
Содержание учебной дисциплины
- Образ мира как субъективный концепт
- Знак и значение
- Семантика инструментов культуры
- Семантические инструменты языка и речи
- Текст как знак
- Форматирование медиаэффектов
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхОценивается участие студента в обсуждении вопросов, вынесенных на семинарское занятие, в том числе - в решении кейсов.
- Домашнее заданиеСамостоятельное выполнение задания, полученного на семинарском занятии / лекции
- Итоговое заданиеПодготовка и защита на заключительном семинарском занятии самостоятельной тематической работы
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговое задание + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469716 (дата обращения: 28.08.2023).
- Михайлова, М. Ю. Семантика невыразимого в языке и речи : монография / М. Ю. Михайлова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 244 с. — ISBN 978-5-9765-4376-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151337 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Серкин, В. П. Психосемантика : учебник и практикум для вузов / В. П. Серкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01229-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469096 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Колесникова, С. М. Русские частицы: семантика, грамматика, функции : монография / С. М. Колесникова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 112 с. — ISBN 978-5-9765-1455-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106813 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Никитина, Л. Б. Антропоцентристская семантика: образ homo sapiens по данным русского языка : учебное пособие / Л. Б. Никитина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 255 с. — ISBN 978-5-9765-1165-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/85933 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Яньшин, П. В. Психосемантика цвета : учебное пособие для вузов / П. В. Яньшин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13001-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468252 (дата обращения: 28.08.2023).