• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Культурное и интеллектуальное наследие: между Востоком и Западом

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение курса предполагает комплексный анализ теоретических проблем heritage studies и историко-культурных процессов формирования и трансформаций наследия в регионе Центрально-Восточной и Западной Европы. Рассматривается становление heritage studies как трансдисциплинарной области социально-гуманитарного знания, основные подходы к определению культурного наследия и методологии его изучения. Рассмотрены взаимосвязи heritage studies с memory studies, postcolonial studies, nationalism и imperial studies. Выявляется значение концептов места памяти, политики памяти, конфликтов памяти для изучения культурного наследия как процесса. Особое внимание обращается на формирование и трансформацию объектов наследия и идентичностей в регионах контактов польской, немецкой, чешской и российской, украинской и др. культур в Центрально-Восточной Европе, а также во франкоязычной Европе. Особое внимание обращается на роль империй и имперского наследия для формирования наследия в различных регионах Европы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых представлений об основных трактовках понятия «наследие» (в сопоставлении с другими категориями (памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, итд) в рамках как научноисследовательской, так и общественно-политической парадигмы
  • изучение современных методов анализа процессов, связанных с формированием преставления о наследии
  • получение знаний о значимых культурно-исторических проектах, связанных с категорией "наследия" (Рим, Византия, Translatio Imperii, ментальная география и т.д.)
  • углубление навыков академического чтения и письма, полученных студентами в курсах других дисциплин
  • знакомство студентов с знаковыми научными текстами на русском и английском языках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые трактовки понятия «наследие» (в сопоставлении с другими категориями (памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, и т.д.) в рамках как научно-исследовательской, так и общественно-политической парадигмы
  • Знает о значимых культурно-исторических проектах, связанных с категорией "наследия" (Рим, Византия, Translatio Imperii, ментальная география и т.д.)
  • Знает современные методы анализа процессов, связанных с формированием представления о наследии
  • Изучение современных методов анализа процессов, связанных с формированием преставления о наследии
  • нает базовые трактовки понятия «наследие» (в сопоставлении с другими категориями (памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, и т.д.) в рамках как научно-исследовательской, так и общественно-политической парадигмы
  • Получение знаний о значимых культурно-исторических проектах, связанных с категорией "насдедия" (Рим, Византия, Translatio Imperii, ментальная география и т.д.)
  • Формирование у студентов базовых представлений об основных трактовках понятия «наследие» (в сопоставлении с другими категориями (памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, итд) в рамках как научноисследовательской, так и общественно-политической парадигмы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культурное и интеллектуальное наследие: постановка проблемы. Исследовательские подходы к проблеме
  • Наследие и становление «истории памяти»
  • Культурное и интеллектуальное наследие и религиознополитические факторы
  • Взгляд, обращенный на Запад
  • Взгляд, обращенный на Восток
  • Отрицая и (вос)создавая наследие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Устный ответ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Устный ответ + 0.6 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Poe, M. (2000). The Invention of the Theory “Moscow, the Third Rome.” Ab Imperio, (2), 61–86. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=32956586
  • Воронина, Н. И. Города и люди: культурная идентичность [Электронный ресурс] / Н. И. Воронина. - Саранск, 2008. - 100 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/
  • Иконников, В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории / В. С. Иконников. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 575 с. — ISBN 978-5-507-12789-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10774 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Леонтьев, К. Н. Cборник статей «Восток, Россия и Славянство» / К. Н. Леонтьев. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Том I — 2013. — 301 с. — ISBN 978-5-507-11140-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/8667 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Соколова М. В.-ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-113-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-10089-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272
  • Терминология власти. Советские политические термины в историко-культурном контексте: Учебное пособие / Фельдман Д.М. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 480 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91134-992-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/514135

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Stanley, J. (2007). French Attitudes toward Poland in the Napoleonic Period. Canadian Slavonic Papers, 49(3/4), 209–227. https://doi.org/10.1080/00085006.2007.11092440
  • Бартольд, В.В.. История изучения Востока в Европе и в России : Электронная репродукция / В.В. Бартольд : Издательские архивы, 1911. — 310 с. — URL: https://book.ru/book/912857 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Неронов, А. В., Социокультурная идентичность и новая религиозность в России 90-х годов XX-XXI в.в. : монография / А. В. Неронов. — Москва : КноРус, 2019. — 180 с. — ISBN 978-5-406-07781-8. — URL: https://book.ru/book/933684 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Россия на Дальнем Востоке : Электронная репродукция / : Издательские архивы, 1904. — 220 с. — URL: https://book.ru/book/912978 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Соколова, М. В.  Теория и методология истории. Историческая память : учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437272 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Васильев Алексей Григорьевич
  • Болтунова Екатерина Михайловна