• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Социология для наук о языке и культуре

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общего цикла
Когда читается: 1, 2 модуль
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире социология часто ассоциируется с опросами общественного мнения, однако этим данная наука далеко не исчерпывается. Социология проливает свет на многие современные проблемы и явления, а ее инструментарий позволяет изучать один из самых сложных объектов – общество. Цель нашего курса – сформировать представления о социологии, её задачах, методах и роли в современном мире. Мы разберем такие классические темы, как социальное неравенство, гендер и семья, а также уделим особое внимание социологии коммуникаций, процессам модернизации, глобализации и культурной трансформации. В результате вы научитесь использовать  "социологическое воображение" для анализа явлений и процессов в разных сферах общества, а также примените полученные знания на практике, проведя собственное исследование. Предусмотрен отбор заявок по времени подачи с учетом мест в группах в разных кампусах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с особенностями социологического осмысления общественных явлений и процессов, спецификой и методами проведения количественных и качественных социологических исследований, возможностями практического применения полученных знаний
  • сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях и месте среди других наук о человеке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь: - применять социологические теории для анализа общественных событий и процессов; - применять базовые принципы проведения социологических исследований и интерпретации данных в учебной и профессиональной деятельности.
  • владеть: - первичными навыками составления программы социологического исследования: уметь определить цель и задачи исследования, выбирать подходящий метод сбора данных и корректно его реализовать на практике; - навыками работы в команде и умением доказывать свою позицию с помощью приведения аргументов и примеров из реальной жизни, а также умением применять теоретические концепции для анализа кейсов из реальной жизни.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука
  • Социальный класс и классовая стратификация
  • Пол и гендер. Гендерное неравенство
  • Семья как социальный институт
  • Социология образования
  • Методы сбора данных в социологии I. Количественные методы
  • Методы сбора данных в социологии II. Качественные методы
  • Социальные изменения I. Индустриализация и глобализация
  • Социальные изменения II. Модернизация и культурный сдвиг
  • Критическая социология: почему в обществе все не так, и что с этим делать?
  • Социология постмодерна
  • Социология медиа и массовой коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест включает ряд вопросов закрытого и открытого типа по содержанию курса (включая онлайн лекции).
  • неблокирующий Семинарская активность
    Оценке подлежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя по прочитанным источникам (текстам на русском и английском языках) и просмотренным онлайн-лекциям, спонтанные выступления, релевантные обсуждаемой теме, аргументированные мнения. Доклады по текстам (необязательные) и оппонирование также являются частью работы на семинарах.
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповой исследовательский проект (4-5 человек). Представляет собой реализацию небольшого социологического исследования и презентацию его результатов. Тема исследования выбирается исходя из исследовательских интересов студентов и заранее согласуется с преподавателем. Исследование может выполняться при помощи любого из методов или их сочетания – массовый опрос, глубинное интервью, эксперимент, этнография, контент-анализ. Презентация должна включать в себя следующие элементы, качество которых выступает критерием оценивания: тему исследования, обоснование проблемной ситуации, анализ релевантных литературных источников, описание методологии исследования, представление результатов, выводы. По желанию студентов результаты исследования могут быть частично представлены в формате видеоролика. Презентация проекта осуществляется в течение последних семинаров курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Групповой проект + 0.2 * Тест + 0.4 * Семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sociology, Giddens, A., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Distinction : a social critique of the judgement of taste, Bourdieu, P., 2000
  • McQuail's mass communication theory, McQuail, D., 2010
  • To have or to be?, Fromm, E., 1997
  • Симулякры и симуляции, Бодрийяр, Ж., 2018

Авторы

  • Сапонова Анастасия Владимировна
  • Настина Екатерина Александровна