2022/2023
Социология для наук о языке и культуре
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общего цикла
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В современном мире социология часто ассоциируется с опросами общественного мнения, однако этим данная наука далеко не исчерпывается. Социология проливает свет на многие современные проблемы и явления, а ее инструментарий позволяет изучать один из самых сложных объектов – общество. Цель нашего курса – сформировать представления о социологии, её задачах, методах и роли в современном мире. Мы разберем такие классические темы, как социальное неравенство, гендер и семья, а также уделим особое внимание социологии коммуникаций, процессам модернизации, глобализации и культурной трансформации. В результате вы научитесь использовать "социологическое воображение" для анализа явлений и процессов в разных сферах общества, а также примените полученные знания на практике, проведя собственное исследование.
Предусмотрен отбор заявок по времени подачи с учетом мест в группах в разных кампусах.
Цель освоения дисциплины
- познакомить студентов с особенностями социологического осмысления общественных явлений и процессов, спецификой и методами проведения количественных и качественных социологических исследований, возможностями практического применения полученных знаний
- сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях и месте среди других наук о человеке
Планируемые результаты обучения
- уметь: - применять социологические теории для анализа общественных событий и процессов; - применять базовые принципы проведения социологических исследований и интерпретации данных в учебной и профессиональной деятельности.
- владеть: - первичными навыками составления программы социологического исследования: уметь определить цель и задачи исследования, выбирать подходящий метод сбора данных и корректно его реализовать на практике; - навыками работы в команде и умением доказывать свою позицию с помощью приведения аргументов и примеров из реальной жизни, а также умением применять теоретические концепции для анализа кейсов из реальной жизни.
Содержание учебной дисциплины
- Социология как наука
- Социальный класс и классовая стратификация
- Пол и гендер. Гендерное неравенство
- Семья как социальный институт
- Социология образования
- Методы сбора данных в социологии I. Количественные методы
- Методы сбора данных в социологии II. Качественные методы
- Социальные изменения I. Индустриализация и глобализация
- Социальные изменения II. Модернизация и культурный сдвиг
- Критическая социология: почему в обществе все не так, и что с этим делать?
- Социология постмодерна
- Социология медиа и массовой коммуникации
Элементы контроля
- ТестТест включает ряд вопросов закрытого и открытого типа по содержанию курса (включая онлайн лекции).
- Семинарская активностьОценке подлежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя по прочитанным источникам (текстам на русском и английском языках) и просмотренным онлайн-лекциям, спонтанные выступления, релевантные обсуждаемой теме, аргументированные мнения. Доклады по текстам (необязательные) и оппонирование также являются частью работы на семинарах.
- Групповой проектГрупповой исследовательский проект (4-5 человек). Представляет собой реализацию небольшого социологического исследования и презентацию его результатов. Тема исследования выбирается исходя из исследовательских интересов студентов и заранее согласуется с преподавателем. Исследование может выполняться при помощи любого из методов или их сочетания – массовый опрос, глубинное интервью, эксперимент, этнография, контент-анализ. Презентация должна включать в себя следующие элементы, качество которых выступает критерием оценивания: тему исследования, обоснование проблемной ситуации, анализ релевантных литературных источников, описание методологии исследования, представление результатов, выводы. По желанию студентов результаты исследования могут быть частично представлены в формате видеоролика. Презентация проекта осуществляется в течение последних семинаров курса.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Групповой проект + 0.2 * Тест + 0.4 * Семинарская активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Sociology, Giddens, A., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Distinction : a social critique of the judgement of taste, Bourdieu, P., 2000
- McQuail's mass communication theory, McQuail, D., 2010
- To have or to be?, Fromm, E., 1997
- Симулякры и симуляции, Бодрийяр, Ж., 2018